Действующий

О Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года


3.1.6. Переработка охотничьей продукции


Переработка охотничьей продукции имеет в автономном округе определенные перспективы. Основные проблемы лежат в организационно-финансовой плоскости. Промышленная переработка пушно-мехового и мясо-дичного сырья наиболее проблематична. В связи с ограниченным объемом товарной продукции, которая может быть получена в охотничьем секторе, мероприятия по поддержке перерабатывающих производств имеют, прежде всего, социальное значение для традиционной хозяйственной деятельности. В рамках специально созданной снабженческо-сбытовой и торгово-закупочной системы факторийного типа и производственной структуры предполагается развивать и другие коммерческие виды промышленной деятельности в промысловой сфере: производство материально-технических средств и снаряжения, необходимых для охоты, рыболовства, оленеводства, сбора и переработки дикорастущего и лекарственно-технического сырья и т.д. Такие производства также должны иметь, насколько это позволяет технология, комплексный характер и координироваться из единого центра.


Наиболее перспективны переработка дикорастущего пищевого сырья, а также производство оборудования для его сбора и первичной обработки (ягодосборных, ягодоочистительных устройств).


Промышленная переработка является традиционной составляющей комплексного охотничьего хозяйства и одним из основных рыночных способов повышения экономической эффективности промысловой отрасли. В зависимости от вида и объемов заготавливаемой промысловой продукции ее переработка в полуфабрикаты или конечный продукт может быть организована как непосредственно в охотничьих хозяйствах, так и на специализированных предприятиях, концентрирующих и перерабатывающих сырье, производимое несколькими промысловыми хозяйствами и (или) заготавливаемое в рамках одного или нескольких муниципальных районов. Соответственно и проблемы развития промпереработки могут решаться на местном, межрайонном и окружном уровнях.


Участие государственных органов автономного округа и органов местного самоуправления в формировании материально-технической и технологической базы промпереработки в отдельных промысловых хозяйствах, а также специализированных перерабатывающих хозяйствах на районном уровне может быть перспективным при планировании промышленной переработки дикорастущих ягод и грибов, рыбы, производства предметов народного творчества и сувениров. В этом случае основная роль в определении приоритетных направлений и форм организации промысловой промпереработки отводится органам местного самоуправления, которые исходя из природных, экономических, социальных и демографических особенностей, сложившихся в муниципальных образованиях, во взаимодействии с органами государственной власти автономного округа и предпринимателями должны определить перспективы и возможности промпереработки и инициировать привлечение необходимых денежных средств для ее развития.


Если хозяйственно-возможные ресурсы дикорастущих растений позволяют позитивно оценивать возможности их переработки в муниципальных районах автономного округа, то сравнительно небольшие объемы добычи дикой пушнины делают ее выделку и (или) изготовление фабрикатов в охотхозяйствах или в муниципальных районах автономного округа изначально малорентабельной или убыточной. Поэтому переработку производимой на территории автономного округа промысловой пушнины целесообразно сосредоточить в небольшом количестве предприятий, на которых также организовать переработку звероводческой продукции.


В целом непосредственно на уровне автономного округа необходимо проработать несколько вариантов развития промышленной переработки продукции охотничьего хозяйства, а также вопросы обеспечения ее необходимыми объемами сырья. В числе рассматриваемых вариантов: содействие в организации на территории автономного округа одного или нескольких "головных" охотничьих хозяйств или специализированных перерабатывающих предприятий; развитие и модернизация существующих перерабатывающих производств; расширение имеющихся заготовительных структур и стимулирование создания новых заготовительных пунктов, ориентированных на первоочередное обеспечение потребностей перерабатывающей промышленности и т.д.


Для решения организационных, экономических и правовых проблем, связанных с развитием промышленной переработки продукции отраслей традиционного природопользования автономного округа, необходимо согласованное взаимодействие органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в части реализации политики автономного округа по основным направлениям промышленной переработки, обеспечения ее необходимыми сырьевыми ресурсами, инвестициями и квалифицированными трудовыми ресурсами.