Действующий

О Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года


1.1.4.3. Влияние нефтегазового комплекса


Ухудшение качества и сокращение площади охотничьих угодий, а также поголовья охотничьих животных в отдельных частях местообитаний преимущественно связано с разработкой нефтегазовых месторождений и транспортировкой углеводородов. На начало 2000 года на территории автономного округа было открыто более 500 нефтяных и нефтегазовых месторождений, на 178 из них велась промышленная разработка (на начало 2007 года в эксплуатации находится 448 месторождений нефти).


Интенсивная техногенная нагрузка характерна для большинства природных комплексов, находящихся на территории и в зоне влияния эксплуатируемых лицензионных участков. Особенно высок уровень антропогенного воздействия на давно открытых и разрабатываемых месторождениях (Самотлорское, Усть-Балыкское, Салымское, Мамонтовское, Федоровское и т.д.), преимущественно расположенных в восточной части автономного округа. Вследствие этого значительные территории Нижневартовского, Сургутского и Нефтеюганского муниципальных районов утратили свое охотхозяйственное значение и (или) выбыли из хозяйственного оборота.


Напротив, западные районы автономного округа испытывают относительно меньшие антропогенные нагрузки, хотя и здесь промышленная деятельность и заготовки леса также оказывают негативное влияние на возможности занятия охотой и заготовкой дикоросов. В целом по автономному округу в зоне систематического воздействия промышленной деятельности находится свыше 25 процентов охотничьих угодий с тенденцией роста индустриального освоения природных комплексов, ранее не вовлеченных в интенсивный хозяйственный оборот.


Множественность факторов и механизмов воздействия на окружающую среду затрудняет формирование достоверных оценок влияния индустриальной деятельности на развитие охотничьего хозяйства. Тем не менее, указанные оценки, с допустимой для применения в государственном управлении степенью достоверности, должны формироваться с использованием имеющихся нормативных положений и научных разработок на основе сплошного охотустройства территории автономного округа, последующих кадастровых и мониторинговых работ.