Действующий

О Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года


3.1.3. Комплексное использование охотничьих ресурсов


В зависимости от природно-экономических условий производственный комплекс охотничьего хозяйства автономного округа наряду с охотхозяйственной деятельностью может включать рыболовство, сбор и переработку дикорастущих растений, а также, в отдельных случаях, лесозаготовки, сельскохозяйственное производство, звероводство и т.д.


Возможность ведения устойчивого комплексного охотничьего хозяйства наряду с общеэкономическими факторами определяется продуктивностью территорий и акваторий (биологической и хозяйственно-возможной). Поэтому комплексное охотничье хозяйство в виде территориально обособленных субъектов хозяйствования возможно прежде всего там, где имеется достаточная концентрация разнообразных природных ресурсов и необходимая для их освоения инфраструктура. Там же, где продуктивность природных комплексов невелика, специальные промысловые хозяйства для их эксплуатации нецелесообразны. Как показывает практика, в таких угодьях эффективной является комплексная заготовительная деятельность. Поскольку все районы автономного округа располагают как высокопродуктивными, так и малопродуктивными охотничьими, лесными и сельскохозяйственными угодьями, то в каждом из них комплексное освоение возобновимых ресурсов возможно как в рамках специальных хозяйств, так и через заготовительную форму, ориентированную на сбор продукции, получаемой домашними хозяйствами местного населения. Поскольку собственно промысловое хозяйство имеет в настоящее время социальную направленность и нуждается в экономической поддержке, развитие многоотраслевого организованного хозяйства с формированием соответствующей материально-технической базы рекомендуется рассматривать применительно к уже имеющимся хозяйствам коренного национального населения, а также фермерским - промыслового типа. В других случаях для комплексного освоения промыслово-охотничьих ресурсов может быть рекомендовано развитие кооперативов различных типов.


Действующие федеральные и окружные концептуально-программные документы подчеркивают необходимость комплексного развития хозяйственно-экономических структур как на уровне регионов, так и в локальных, в том числе этнических, территориальных единицах. Концепция социально-экономического развития автономного округа исходит из того, что тенденцией развития агропромышленного комплекса является усложнение его структуры.


Применительно к природопользованию это отвечает как историческим, так и современным реалиям. В традиционную северную триаду - единый природопользовательский комплекс коренного населения, на территории автономного округа всегда входили охота, рыболовство и оленеводство, дополняемые собирательством. В советский период рыболовство, охота и сбор дикорастущих растений (и грибов) были отраслями комплексных промыслово-охотничьих хозяйств. Вместе с тем, уже в этот период типично животноводческие отрасли - оленеводство и звероводство, стали обособляться от охотничьего хозяйства, переходя в ведение сельскохозяйственной отрасли. В настоящее время действовавшие на обширных территориях промыслово-охотничьи хозяйства, в силу сочетания неблагоприятных объективных и субъективных факторов, прекратили свое существование. Однако единство природных комплексов, биоценозов обуславливает необходимость комплексного, системного управления как использованием природных ресурсов, так и их охраной. Ключевой элемент охотничьих ресурсов - охотничьи угодья, включающие как водные объекты (местообитания рыбы), в том числе болота (основные ягодники), так и земли лесного фонда (орехопромысловые угодья) и другие категории земель, выступает категорией, интегрирующей охоту, рыболовство и собирательство в единый естественный комплекс. Ввиду отсутствия в отрасли крупных организаций природопользователей, текущего территориального дробления традиционного землепользования функции структуры, обеспечивающей адекватное, интегральное управление использованием дисперсных возобновимых ресурсов, должны координироваться органами государственной власти. Это позволит, помимо прочего, устранить или смягчить несбалансированное развитие какой-либо из подотраслей, неизбежное в коммерческих структурах, объективно ориентирующихся на массу прибыли (нередко в ущерб социальным аспектам природопользования).


С учетом вышесказанного, задача эффективного управления естественным природопользовательским комплексом требует организации комплексного органа государственного управления. Происходящий, пусть и с колебаниями, не перечеркивающими общей тенденции, процесс перехода полномочий из федеральной компетенции в компетенцию субъектов Российской Федерации, делает возможным и необходимым создание такого органа в системе государственных органов исполнительной власти автономного округа.


Дальнейшее совершенствование предполагается осуществлять в двух аспектах:


а) функциональном - дополнение программно-прогнозных и отдельных организационных функций контрольно-разрешительными и регулятивными (не только использование, но и охрана, и непосредственное регулирование, в том числе издание нормативно-правовых актов);


б) структурном - дополнение регулируемых подотраслей традиционного природопользования (охота и рыболовство) собирательством.