Действующий

О Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года


3.1.1. Промысловая и спортивная охота


Обеспечение устойчивого развития промысловой охоты в автономном округе представляет собой сложную проблему, включающую социальные, экономические и экологические аспекты.


В общем виде можно констатировать, что стимулирование охотничьего промысла необходимо планировать в районах и угодьях, имеющих высокую охотхозяйственную продуктивность и одновременно малозатронутых промышленной деятельностью. При этом приоритет в развитии необходимо отдавать территориям, на которых поддерживаются многолетние традиции устойчивого охотпользования. Таким образом, при планировании развития охотничье-промысловой деятельности рекомендуется исходить как из существующих природно-экономических условий, так и организационно-хозяйственных особенностей охотпользования. В соответствии с таким подходом промысловую охоту рекомендуется развивать, прежде всего, в малоосвоенных нефтегазовой промышленностью районах с большим удельным весом сельского населения и в расположенных здесь же традиционных хозяйствах, т.е. в Белоярском, Березовском, Кондинском, восточной части Нижневартовского муниципальных районов и т.д.


В традиционных хозяйствах, находящихся на интенсивно осваиваемых нефтегазодобычей территориях, специальные мероприятия по развитию собственно охотничьего промысла изначально менее эффективны, чем в малотрансформированных природных комплексах, и могут быть рекомендованы только в отдельных специально обоснованных случаях. Первоочередной задачей поддержки охотпользования на таких территориях является не стимулирование промысловой охоты, а разработка и осуществление компенсационных программ, позволяющих возместить охотпользователям потери, вызванные промышленным освоением, а также развитие сферы услуг по организации спортивной охоты, насколько это позволяют природные и экономические условия.


Развитие промысловой охоты осуществляется по следующим направлениям:


совершенствование системы государственного управления и регулирования промысловой охоты (в том числе долгосрочного закрепления промысловых участков);


территориальная организация промыслового охотничьего хозяйства (расширенное промысловое охотустройство, предусматривающее традиционные вопросы охотустроительного проектирования);


совершенствование (главным образом, путем придания больших гибкости и адресности) действующей системы субсидирования и кредитования производства промыслово-охотничьей продукции;


модернизация и техническое перевооружение промыслового хозяйства и охотников (в том числе внедрение гуманных орудий промысла в соответствии с международными соглашениями); существенное повышение качества охотничьей пушнины;


формирование инфраструктурной заготовительно-сбытовой сети;


стимулирование создания организаций по первичной переработке и реализации охотхозяйственной продукции.


В связи с особенностями размещения населения автономного округа, 90 процентов которого проживают в городах, мероприятия по развитию спортивной охоты рекомендуется планировать с учетом потребностей населения густонаселенных муниципальных районов (Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Ханты-Мансийский). Для этого в рамках программы развития охотничьего хозяйства автономного округа необходимо разработать несколько перспективных моделей стимулирования спортивной охоты, основанных как на принципах самоорганизации, так и развития организованной спортивной охоты в долгосрочных охотпользованиях и традиционных хозяйствах.


В целом для определения перспектив развития промысловой и спортивной охоты в рамках программы развития охотничьего хозяйства автономного округа необходима организация и проведение детального межхозяйственного охотустройства. Реализация такого проекта позволит оценить целесообразность и принять конкретные решения по образованию новых, упорядочению и изменению существующих охотпользований, определению перспективной специализации с учетом природных и социально-экономических особенностей, сложившихся в различных районах автономного округа.


Общим концептуальным положением программирования является перенос целеполагания государственного управления с финансово-экономических на социально-экономические результаты, что в отношении промысловой и других видов охотничьей деятельности предполагает не рост объемных показателей промыслового хозяйства как таковой, а обеспечение их устойчивости на уровне, необходимом для внутриотраслевого воспроизводства.