Действующий

О Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года


1.1.6. Структура спроса на продукцию охотничьего хозяйства на территории автономного округа и за ее пределами


Специфической продукцией охотничьего хозяйства являются промысловая пушнина, мясо диких животных, услуги по организации и проведению охот на различные виды дичи, а в комплексном охотничьем хозяйстве также и растительная продукция: дикорастущие ягоды, грибы, орехи, лекарственно-техническое сырье. Происходящие в последние десятилетия социально-экономические изменения, насыщение рынка разнообразными товарами вызвали переоценку ценностей и изменение потребительского спроса на продукцию охоты, сбора и переработки дикорастущих растений и грибов.


Ко второй половине 1990-х товарное предложение на охотничьем рынке автономного округа сравнялось и стало превышать платежеспособный спрос, что привело к относительному снижению цен и изменению структуры спроса на изделия и продукты, изготовленные из промыслового сырья.


Изменение конъюнктуры рынка отразилось, прежде всего, на внутреннем спросе на изделия из знаковой для охотничьего хозяйства автономного округа продукции - промысловой пушнины. В связи с неразвитостью собственных перерабатывающих производств, снижением товарных свойств охотничьей пушнины, вызванных распадом ранее существовавшей в промхозах системы обеспечения качества пушно-мехового сырья и, как следствие, нарушением технологии охоты и первичной обработки, изделия из дикой пушнины были вытеснены продукцией, изготовленной из более качественной и технологичной в производстве звероводческой пушнины. В течение 90-х годов произошло также изменение спроса и переориентация его на изделия, выработанные из коротковолосой пушнины - норки разных цветовых форм.


В связи с этим устойчивый спрос на охотничью пушнину на внутреннем рынке автономного округа в основном имеет жесткий характер и преимущественно распространяется на редкие виды пушнины, такие как выдра и росомаха. Спрос на более многочисленные виды - белку и соболя поддерживается, в основном, зарубежными потребителями, в связи с чем большая часть указанной охотничьей пушнины, добытой в автономном округе, вывозится за пределы автономного округа и поступает через пушно-меховые аукционы или по прямым контрактам зарубежным переработчикам. Среди стран-импортеров соболя ведущее значение имеют Великобритания - примерно 33 процента экспортируемого из Российской Федерации соболя, США - 21 процент, Италия - 12 процентов. Основные импортеры белки: Англия - около 45 процентов и Китай - 25 - 30 процентов, определенную роль играют также Финляндия и Гонконг. Спрос на белку на международном рынке уже в течение длительного времени остается стабильно высоким. В последние 5 - 6 лет стал возрастать международный спрос и на шкурки соболя, вследствие чего тенденция падения цен на эту пушнину, наблюдавшаяся в 1995 - 2000 годах, сменилась на их рост, который в 2006 году привел к повышению средних цен на аукционе в Санкт-Петербурге и соответственно росту закупочных цен на пушнину в местах ее производства (добычи). Возобновился также рост цен и на шкурки ондатры, перерабатываемые в изделия как отечественными производителями, так и все в большей мере китайскими предпринимателями.


Спрос на мясо диких животных, за редкими исключениями, носит местный характер, и добытая мясная продукция потребляется непосредственно в автономном округе. Как хозяйственное явление можно оценивать рынок мяса лося, однако в связи с ограниченными ресурсами предложение этого вида продукции близко к предельному. Несмотря на сравнительно высокие объемы добычи боровой и водоплавающей дичи (в автономном округе ежегодно добывается более 40 тыс. тушек глухаря, тетерева, рябчика, белой куропатки и более 100 тыс. тушек водоплавающей - гусей и уток), заготовки пернатой дичи в коммерческих целях реального экономического значения не имеют. Мясная продукция, получаемая от боровой и водоплавающей дичи, является результатом спортивной охоты, потребляется главным образом в домашнем хозяйстве охотника, и самостоятельный рыночный спрос на нее невелик.


Большое количество охотников, проживающих в автономном округе, и их относительное социально-экономическое благополучие является одним из факторов устойчивого спроса на спортивную охоту. Ее основными объектами являются водоплавающая и боровая дичь, заяц-беляк, медведь и лось. Спрос на охоты "по перу" и на зайца-беляка имеет главным образом внутриокружной и местный характер, который в настоящее время удовлетворяется в полном объеме. Не является избыточным и спрос на спортивную охоту на бурого медведя.


Вместе с тем, как показывают опросы, спрос на спортивную охоту в автономном округе может быть существенно стимулирован за счет профессионального маркетинга.


Несмотря на то, что охотничий туризм на территории автономного округа пока не получил должного развития, благоприятная по сравнению с другими регионами Российской Федерации социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе, позволяет оценивать возможный региональный спрос на охотничьи туры как потенциально высокий. К 2006 году в автономном округе отсутствовали массовые и качественные туристско-охотничьи продукты, которые могли бы надежно продаваться не только зарубежным или внутрироссийским, но и потребителям автономного округа.


С учетом сложившегося на отечественном и международном рынках охотничьего туризма дефицита гарантированных охот на трофейного лося, медведя на берлоге и приваде весной, а также многовидовых охот формирование соответствующих туров охотоператорами автономного округа позволило бы сформировать стабильный спрос на эти продукты.