Действующий

О Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года



2.2. Теоретико-концептуальные основания разработки проекта концепции


Концепции и теории охоты


В охотоведении отсутствуют оформленные, консолидированные теории охоты и охотничьего хозяйства. Иные частные науки развивают часто противоположные представления.


Так, в антропологии, наряду с концепциями генетической обусловленности охоты сильны и представления о социальных, внебиологических механизмах преемственности. В теории права по этой линии противостоят, с одной стороны, естественно-правовое учение, согласно которому "естественные", "первоначальные" права человека неотъемлемы и не подлежат произвольному умалению кем бы то ни было, в т.ч. государством, и, с другой, различные течения, утверждающие всесилие закона, руководствующегося соображениями текущей целесообразности. В социологии и политологии на разных полюсах находятся элитаристы, утверждающие неизбежность формирования устойчивых элит, обладающих привилегиями, в том числе охотничьими, и эгалитаристы, настаивающие на необходимости обеспечения равенства доступа. Футурологи характеризуют охоту как отмирающий пережиток. К ним примыкают (макро) экономисты, отмечающие приближение к нулю материального значения охоты в индустриальных и постиндустриальных цивилизациях. Культурологи и историки, фиксируя неизменную устойчивость охотничьей активности, относятся к охоте как к важному элементу наследия, заслуживающему уважения и охраны, при этом и они могут смотреть на будущее охоты с финалистических позиций, предвидя ее исчезновение. Традиционалистами, как правило, являются и этнологи (североведы), но они предполагают бесконечность охоты. Часть психологов, соглашаясь с наследственным (генетическим или социальным) статусом охоты, считают ее наследием деструктивным. Другие утверждают, что именно первобытные охотничьи общества были самыми мирными человеческими сообществами, и (или) полагают, что доброкачественная, в том числе охотничья, агрессивность - важный приспособительный инструмент.


Выделяются две теории охоты:


финалистическая, рассматривающая охоту как вредный и опасный атавизм (архаизм), естественное отмирание которого можно и нужно ускорять влиянием общественного мнения и силой государственной власти;


органическая, полагающая охотничью активность внутренне присущей (имманентной) человечеству, и считающая, что охотники, независимо от их численности, не подлежат общественному суду большинства и дискриминации со стороны государства (что не исключает установления экологических и технических ограничений).


В различных вариантах и комбинациях все эти представления, в конечном счете, влияют на принятие управленческих решений в охотхозяйственной сфере.


Обе вышеописанные теории охоты допускают существование двух противоположных концепций организации охоты - элитарной (корпоративной) и эгалитарной (основанной на всеобщности).


Элитарная концепция характерна (в западном мире) для Европы и основывается на признании правомерности персонифицированного ограничения доступа граждан к охоте со стороны других граждан. Во всех случаях неизбежным результатом является фактическое установление имущественных или статусных охотничьих цензов.


Эгалитарная концепция, общепринятая в США и Канаде, признает регулирование доступа к охоте прерогативой государства, при этом функция последнего - обеспечение максимально свободного и равного доступа к охоте претендентов. Право охоты не зависит от принадлежности к корпорациям, равенство доступа обеспечивается использованием механизмов случайного выбора претендентов.


Эти концепции и соответствующие им практические стратегии преодолевают дисбаланс между спросом на охоту и ее (недостаточным) предложением, однако делают это различными способами. Европейская схема обеспечивает ограничение числа охотников, из них - реально охотящихся и далее - занимающихся наиболее популярными видами охот. Североамериканская стимулирует рост числа охотников, ограничивая их охотничью активность с соблюдением принципов равенства, дополняемых соображениями справедливости. Европейская устойчиво предоставляет лучшие охотничьи возможности социально успешным, североамериканская - равные возможности каждому.


Элитарная концепция с необходимостью предполагает существование локальных охотхозяйств, которые вправе устанавливать ограничения доступа к охоте.


Эгалитарная концепция, основанная на принципах всеобщности, равенства и справедливости, отрицает допустимость введения ограничений, пресекающих охотничью активность отдельных граждан или их групп (слоев). Недопустима, следовательно, и широкая организация корпоративно управляемых охотхозяйств.


И североамериканская, и европейская модели охотничьего хозяйства могут рассматриваться как эффективные. Выбор стратегии носит политический характер. Необходимой предпосылкой такого выбора является оценка соответствия национальным социально-природным реалиям и региональным особенностям.