Действующий

Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Рязанской области до 2025 года



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


На территории Рязанской области насчитывается 52 организации, реализующие программы спортивной подготовки, в том числе 21 государственное учреждение и 2 региональных центра спортивной подготовки. Численность занимающихся в спортивных школах олимпийского резерва, спортивных школах, детско-юношеских спортивных школах составляет более 31,5 тысячи человек. Всего в Рязанской области культивируется 67 видов спорта и дисциплин, в том числе 25 олимпийских.


Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва по итогам 2018 года, составила 31652 человека, включая 822 тренера, тренеров-преподавателей.


Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки на конец 2018 года, составляет 9188 человек, из них: 4328 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 4093 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 619 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 148 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.


В Рязанской области проделана большая работа по переводу организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта (детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва) - на организации, осуществляющие спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва).


В 2019 году 31 муниципальная детско-юношеская спортивная школа (далее - ДЮСШ) перешла на частичную реализацию программ спортивной подготовки.


В 2018 году в целях исключения дублирования функций произведена реорганизация центров спортивной подготовки путем присоединения Государственного автономного учреждения Рязанской области "Центр гребного спорта "Сынтул" к Государственному автономному учреждению Рязанской области "Центр спортивной подготовки".


В Рязанской области 5 государственных спортивных школ олимпийского резерва (далее - СШОР) соответствуют требованиям Порядка формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями, утвержденного приказом Минспорттуризма РФ от 05.05.2010 N 420/1, из них 2 СШОР получили данный статус в 2019 году.


В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, во избежание случаев применения нерациональных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.


Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой команды тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.


Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.


Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.


В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.


Система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.