Несмотря на динамичное развитие отрасли и полученные ее субъектами положительные результаты, в последние годы наблюдается ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продолжающаяся тенденция банкротства СХП приводит к деградации производственного и природно-экологического потенциала. Следует отметить, что за период 2008 - 2013 годов ликвидировано более 20 СХП, что негативно отражается на социально-экономическом развитии сельских территорий Астраханской области. По итогам 2013 года убыток СХП от производства составил 246 млн рублей.
Еще одним отрицательным фактором является рост обязательств, суммарная задолженность которых достигла 866 млн рублей. Наибольший удельный вес (83%) приходится на задолженность перед поставщиками и подрядчиками за корма и электроэнергию. Источником финансовых ресурсов для сельскохозяйственного производства стали принятые долгосрочные и краткосрочные обязательства по предоставленным кредитам и займам на сумму 1020 млн рублей. Основную долю составляют долгосрочные обязательства (около 70%). Кроме того, задолженность сельскохозяйственных предприятий перед бюджетом Астраханской области и внебюджетными фондами увеличилась почти в 10 раз к уровню 2008 года и составила более 61 млн рублей, по лизинговым платежам - около 150 млн рублей. Дебиторская задолженность СХП уменьшилась на 23% и достигла 285 млн рублей.
Вместе с тем за период 2008 - 2013 годов сельскохозяйственными организациями инвестировано в отрасль собственных и привлеченных средств около 2 млрд рублей, в т.ч. на приобретение основных средств - более 500 млн рублей.
Росту сельскохозяйственного производства и стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных предприятий способствует оказываемая государственная поддержка из бюджетов всех уровней. Так, за последние 5 лет (2008 - 2013 гг.) среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составил 2,3%, что на 8,2 процентных пункта выше, чем без государственной поддержки, несмотря на то, что удельный вес государственной поддержки СХП в общей сумме выручки от продажи товаров, продукции (работ и услуг) сократился с 10,5% в 2008 году до 8,3% в 2013 году. Так, в 2013 году рентабельность без государственной поддержки составила минус 13,6%, а с учетом государственной поддержки - минус 6,8%.
Не менее сложная ситуация складывается и в работе К(Ф) Х. Законодательство Российской Федерации в части налогообложения и условий кредитования способствовало закрытию К(Ф) Х. Так, в 2013 году всего было закрыто более 300 К(Ф) Х, в том числе в Приволжском районе - 43, Черноярском районе - 90, Харабалинском районе - 70 хозяйств.
В ходе реализации государственной программы за период 2014 - 2018 годов:
- сальдированный финансовый результат (по данным годовой бухгалтерской отчетности) организаций сельского хозяйства принял положительное значение и составил 154883 тыс. рублей. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций сельского хозяйства снизился с 27,2% в 2012 году до 26,4% в 2018 году. Сумма убытка в расчете на одну убыточную организацию в среднем составила 2540 тыс. рублей и превысила сумму прибыли в расчете на одну прибыльную организацию на 19,6%;
- уровень рентабельности проданной продукции, работ и услуг с учетом государственной поддержки составил 10,1%, в том числе в растениеводстве - 15,7%, в животноводстве - 1,3%;
- инвестировано в отрасль собственных и привлеченных средств около 5,1 млрд рублей, из них привлеченных средств - 4,7 млрд рублей;
- уплачено налоговых и неналоговых доходов в консолидируемый бюджет по видам экономической деятельности (сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, перерабатывающая промышленность и ветеринария) - 5,4 млрд рублей, в т.ч. НДФЛ - 1,3 млрд рублей.
Налоговая система.
Действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику сельского хозяйства. В 2013 году в Едином государственном реестре юридических лиц на территории Астраханской области зарегистрировано 2945 К(Ф) Х, из них плательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) являются 1835 хозяйств или 60% от общего количества зарегистрированных.
Косвенная поддержка государства через льготное налогообложение в виде ЕСХН оказалась востребованной частично. Причинами этого являются, прежде всего, жесткие параметры сохранения права на применение данной системы налогообложения, а отсутствие права на возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) окончательно теряет все преимущества данной системы. В период модернизации производства (приобретение новой техники, закупка скота, строительство и реконструкция) невозмещение НДС ложится дополнительной финансовой нагрузкой на окупаемость проектов.