Растущее влияние федеральных и международных сетевых компаний на внутренний рынок товаров и услуг влечет за собой рост конкуренции для крупных предприятий республики, включая коммерческие предприятия с участием государства. К примеру, в структуре базовых несырьевых отраслей экономики (к базовым несырьевым отраслям экономики относятся следующие виды экономической деятельности: обрабатывающее производство, строительство, транспорт, сельское хозяйство) более половины занимают крупные коммерческие предприятия с участием Республики Саха (Якутия).
Анализ практики применения инноваций в крупных компаниях показывает, что наличие в компании собственного креативного человеческого капитала оказывает определяющее влияние на принятие решения о внедрении инноваций. Под собственным креативным человеческим капиталом следует понимать уровень креативной интенсивности предприятия.
Креативная интенсивность - доля креативных занятий в общем числе занятых.
Развитие экосистемы креативной экономики во многом предопределяет увеличение креативной интенсивности местных предприятий вне креативных индустрий. В настоящее время в российской практике научных исследований практически отсутствует опыт измерения и анализа креативной интенсивности. Международная же практика измерения креативной интенсивности представлена опытом Великобритании, где методология исследований социально-демографических процессов в стране, включая перепись населения, позволяет выявить подробную структуру распределения занятых в экономике, включая долю креативных занятий в общей структуре занятости населения по отдельно взятым отраслям экономики.
Совместные исследования АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" и ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)" показывают, что в настоящее время креативная интенсивность отдельно взятых местных предприятий с участием государства составляет в среднем 1% от общего числа работников. Для сравнения, в Великобритании креативная интенсивность отраслей экономики вне креативных индустрий составляет 3%.
Немаловажным фактором качественного повышения креативной интенсивности является структурированный и системный подход подбора и расстановки кадров, учитывающий специфику отрасли и своевременность принятия решения о наращивании в предприятиях собственного креативного человеческого капитала, который позволит достигнуть качественно новый и конкурентный уровень развития.
Наращивание собственного креативного капитала особенно актуально для местных предприятий, находящихся в условиях растущей конкуренции на рынках присутствия. К примеру, на современном этапе развития авиаотрасли республики для авиакомпаний республики вопрос повышения конкурентоспособности является вопросом не расширения и развития, а практически выживания и сохранения текущих рынков присутствия. Происходящая интеграция республики в глобальную экономическую систему неизбежно приведет к росту конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.
Анализ спроса на российском и международном рынке труда отражает растущий спрос на такие базовые креативные занятия как: креативные директора и директора по маркетингу, бизнес-аналитики, ИТ-специалисты, специалисты по маркетингу, брендингу, дизайну, развитию и другие.
Ярким тому примером может служить активное наращивание собственного креативного человеческого капитала в отечественной и зарубежной авиаотрасли и предприятиях розничной торговли, где структура вакансий от 20 до 50% состоит из базовых креативных занятий. У таких лидеров российского рынка как авиакомпания "S7" или розничной сети "Магнит" структура спроса на креативные занятия отличается многообразием новых форм и направлений креативных занятий: архитекторы решений в области информационных технологий, аналитики данных, специалисты по большим данным и разработке алгоритмов, специалисты по визуальному оформлению, дизайнеры, менеджеры партнерских проектов, бизнес-аналитики по моделированию торгового пространства и многие другие. Увеличивая свою креативную интенсивность, они сумели сформировать уникальное предложение и создать свое конкурентное преимущество.
В международной практике учета занятости населения выделяют более 2 тысяч занятий, относящихся к креативным (творческим). Укрупненные группировки креативных занятий включают в себя такие направления как: директора по маркетингу и продажам; директора по рекламе и связям с общественностью; специалисты по связям с общественностью; менеджеры рекламных аккаунтов и креативные директора; специалисты по маркетингу; директора по информационным технологиям и телекоммуникациям; ИТ бизнес-аналитики; архитекторы и проектировщики систем; программисты и специалисты по разработке программного обеспечения; специалисты по веб-дизайну и разработке; продюсеры и режиссеры; фотографы; операторы аудиовизуальной и радиовещательной техники; архитекторы; градостроители; архитектурные технологи; специалисты по архитектуре и градостроительству; дизайнеры; кузнецы и ремесленники; журналисты; редакторы газет и журналов; библиотекари; архивариусы; авторы; писатели и переводчики; актеры; артисты и ведущие; танцоры и хореографы; музыканты и др.
В современных рыночных условиях применение нестандартных креативных (творческих) идей и решений в бизнесе и менеджменте позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными. Ключевая роль базовых креативных занятий заключается в создании добавленной стоимости, повышения конкурентоспособности предприятий и как следствие масштабирования их сферы экономической деятельности. Кроме того, анализ сферы деятельности базовых креативных занятий по масштабированию, увеличению объемов продаж, продвижению и расширению рынков сбыта позволяет осознать их роль в предприятиях, как основного катализатора начала активного взаимодействия предприятий с креативными индустриями: происходит взаимодействие с представителями креативных занятий и вне компаний: фотографами, продюсерами, режиссерами, переводчикам, журналистами, музыкантами, артистами (PR акции, съемки клипов и прочее) и как следствие внедрение маркетинговых инноваций.
В настоящее время в республике наблюдается значительное отставание местных компаний по уровню инновационной активности в части маркетинга. В 2018 году удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в республике, составил 1,2% при среднероссийском уровне в 1,3%. Среди субъектов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) занимает по данному индикатору 33 место. Наибольшая инновационная активность в части маркетинга наблюдается в таких регионах как Чувашская Республика (5,3%), Рязанская область (3,6%), Новгородская область (3,2%), г. Санкт-Петербург (3,1%), Тюменская область (2,8%), Республика Татарстан (2,4%).
Признание местными компаниями необходимости наращивания собственной креативной интенсивности позволит ускорить создание уникальной экосистемы креативной экономики. Такая экосистема, предлагая большие возможности для масштабирования бизнеса и повышения их конкурентоспособности, принципиально расширит возможности крупных предприятий республики, включая коммерческие предприятия с участием государства.