В целях развития креативной экономики в Республике Саха (Якутия):
1. Утвердить Концепцию развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (Семенов А.А.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.) в трехмесячный срок со дня принятия настоящего распоряжения разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) план мероприятий (действий) по реализации Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова. К.Е.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.СОЛОДОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА
Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" в целях формирования единого системного подхода к реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" и Указа Главы Республики Саха (Якутия) N 145 от 27 октября 2018 г. "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)" в части развития креативной экономики и создания благоприятных условий для коммерциализации творческого потенциала.
Глобальные тенденции выдвигают на первый план культурные ресурсы и творчество как одну из основ современной экономики. Творческий, креативный подход дает возможность находить новые уникальные решения в стремительно меняющемся мире. В целях перехода от сырьевой зависимости многие страны взяли курс на переориентацию экономики и использование в качестве основного ресурса человеческого капитала. Конкурентную борьбу за человеческий капитал выигрывают те страны и города, которые могут предложить наиболее благоприятную среду для творчества и реализации креативного потенциала. Мировой опыт в данном контексте весьма многообразен, и страны практикуют различные инструменты поддержки креативной экономики.
В последние годы мировая экономика претерпела большие изменения. Расширение на глобальном уровне рынков присутствия компаний и растущее мировое потребление товаров и услуг оказало значительное влияние на темпы экономического роста государств и качество ведения бизнеса. Становление нового пути развития мировой экономики повлекло за собой существенные сдвиги в ее отраслевой структуре, а также в самом спектре производимых товаров и услуг. В постиндустриальной экономике трансформируются вкусы и спрос потребителей на различные продукты. Постоянный поиск новых путей извлечения прибыли привел к тому, что успех экономики в целом стал во многом зависеть от креативности бизнеса, а также его способности подстраиваться под быстро изменяющуюся среду.
Ускорение технологического развития мировой экономики; усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированные кадры и рынки присутствия, определяющие конкурентоспособность экономических систем, - являются главными экономическими вызовами, с которыми сталкиваются все участники экономического процесса в регионах Российской Федерации и зарубежных стран. В этих условиях креативная экономика стала одним из важнейших направлений инновационного развития. Экономические системы, в основе развития которых лежит творческое начало человека, его навыки и талант, оригинальная идея создания качественно нового подхода к продукту, становятся одним из самых актуальных векторов развития экономики.
Задачи интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в глобальную экономическую систему и расширения внешнеэкономической деятельности местных компаний предопределяют необходимость наращивания их конкурентных преимуществ.
Развитие креативной экономики может внести ощутимый вклад в повышение конкурентоспособности крупных и государственных компаний, развитие малого и среднего предпринимательства, реализацию творческого потенциала населения и расширить рынок занятости, а также может способствовать росту экспортных поступлений, улучшению имиджа региона, открыть путь к инклюзивному и устойчивому экономическому росту, выполнять важную функцию в повышении благосостояния общества, улучшения качества жизни в целом. Кроме того, успешные территории сегодня нельзя представить без уникального набора современных творческих и технологических бизнесов и насыщенной культурной жизни. Креативная экономика одновременно является и инструментом привлечения туристов и высококвалифицированных кадров, и эффективным способом развития территорий и решения социальных проблем. К примеру, за последние 3 года более 60% молодых людей с высшим образованием, переехавших из республики в другие субъекты Российской Федерации, выбрали г. Санкт-Петербург в качестве постоянного места жительства. При этом, согласно итогам исследований "Креативный капитал глобальных городов 2018 г.", Санкт-Петербург обладает наибольшим креативным человеческим капиталом (индекс креативности - 79,03) со значительным отрывом от остальных исследованных городов России (2 место - г. Краснодар - 53,61).
Согласно подходу, выработанному АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", креативная экономика представляет собой экосистему взаимодействия креативных индустрий и отраслей экономики вне креативных индустрий, способствующую повышению конкурентоспособности предприятий, улучшению качества конечной продукции, их продвижению на рынках присутствия, увеличению объемов продаж и масштабированию их деятельности.
Общемировая и российская практика в классификацию креативных индустрий включает такие сферы, как:
реклама и маркетинг (маркетинговые и рекламные агентства, связь с общественностью);
искусство и культура (фотография, киноиндустрия, визуальное искусство, исполнительское искусство, искусство и антиквариат, ремесла, литература, библиотеки, музеи, галереи, культурное наследие, фестивали и культурные инициативы);
дизайн (архитектура, интерьерный дизайн, графический дизайн, промышленный дизайн, мода, коммуникационный дизайн, дизайн среды, производство ювелирных изделий);
медиа и коммуникации (издательское дело, телевидение и радио, фильмы и видео, звукозапись, СМИ);
цифровые технологии (дизайн и проектирование веб-сайтов и программного обеспечения, компьютерное программирование, дизайн приложений, ИТ-стратегии и планирование).
Креативные индустрии формируют предложение на создание добавленной стоимости, содействуют увеличению узнаваемости территорий, внедрению значительно улучшенных маркетинговых методов в компаниях, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использовании новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий, направленных на более полное удовлетворение нужд потребителей, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж.
Креативные индустрии являются поставщиками технологических инноваций, представляющих собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке; нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
Готовность предприятий к потреблению продукции креативных индустрий и способность креативных индустрий производить конкурентную продукцию в наибольшей степени предопределяет формирование экосистемы креативной экономики.
Итоги проводимых межрегиональных исследований по проблемам предпринимательской активности среди населения и ее готовности к риску указывают на лидирующие позиции республики в сфере развития предпринимательской деятельности. Данный факт подтверждают и итоги последних бизнес-переписей в стране, согласно которым Республика Саха (Якутия) входит в топ 5 субъектов Российской Федерации по количеству как зарегистрированных, так и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на душу населения. В 2015 году этот показатель по республике составил 47 зарегистрированных и 33 действующих субъекта малого и среднего предпринимательства на 1000 человек населения, когда как по России в целом эти показатели составляли 35 и 24 соответственно.
Однако при лидирующих количественных показателях предпринимательской активности населения на современном этапе развития наблюдается значительное отставание качественных характеристик предпринимательства, проявляющееся в незначительном числе экспорто-ориентированных компаний, доля которых в общем числе предприятий составляет лишь 0,36%. Одним из сдерживающих факторов развития внешнеэкономической деятельности местных компаний служит структура распределения субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) по видам экономической деятельности с преобладанием наиболее распространенных в мире простых (несложных) сфер ведения бизнеса: как оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт, сельское хозяйство, которые характерны для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации и развивающихся стран.
Одновременно анализ малого и среднего предпринимательства, проведенный АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", указывает на увеличение числа местных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории республики в формате сетей. Подобная экономическая модель неизбежно приводит к более активной борьбе за внутренние рынки присутствия, результатом которой является выживание и масштабирование более эффективных и конкурентноспособных участников экономического процесса. К примеру, за последние годы количество компаний, масштабирующих свой бизнес, в два раза уступает числу предприятий, у которых произошел обратный процесс. Растет и доля федеральных и международных сетевых компаний в республике, на сегодняшний день объективно являющихся более эффективными и конкурентоспособными и постепенно вытесняющими местные компании с традиционных рынков присутствия. Кроме прочего, немаловажным фактором рисков является растущее влияние электронных торговых площадок, которые в современных условиях цифровизации экономики становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности человека.
Внутренний рынок потребления в республике в последние годы в реальном выражении практически не вырос: темп роста расходов домашних хозяйств в 2017 и в 2018 годах составил 105,8% и 100,8% соответственно, при уровне инфляции в 4,4% и 2,7% соответственно. Как результат, в наиболее распространенной сфере предпринимательства - торговле численность субъектов малого и среднего предпринимательства в республике за последние 2 года сократилась на 10,4%, а за последние 8 лет - на 18%.
Условия растущей конкуренции на российской и международной арене, незначительного роста внутреннего рынка потребления и интеграции экономики республики в глобальную экономическую систему предопределяют необходимость внедрения более активных и действенных мер государственной политики в области содействия в расширении рынков присутствия местных компаний на внешнем рынке и роста их конкурентоспособности, как наиболее эффективного инструмента экономического развития.
Примеры местных компаний, осуществляющих свою деятельность за пределами республики, создают предпосылки для расширения государственной политики в области содействия внешнеэкономической деятельности. Ряд обрабатывающих компаний и компаний, предоставляющих персональные услуги, активно развивающихся на территориях других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, расширяют горизонты ведения внешнеэкономической деятельности, смещая фокус развития субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний российский рынок.
Местные предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства, взаимодействуя с креативными индустриями (маркетинговыми компаниями, творческими платформами и др.) на различных этапах собственного развития, смогли сформировать свое уникальное предложение на рынке товаров и услуг и масштабировать свой бизнес за пределы республики, создавая качественную конкуренцию на российских и международных рынках.
Использование творческого потенциала креативных индустрий, как качественно нового инструмента конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке товаров и услуг, является наиболее эффективным примером развития бизнеса. Об этом свидетельствует и растущий объем мирового рынка товаров и услуг креативной продукции, который увеличился с 208 млрд долларов в 2002 году до 509 млрд в 2015 году.
Одновременно вывод продукции самих креативных индустрий на внешний рынок также является перспективным направлением развития внешнеэкономической деятельность республики. Объем экспорта креативных индустрий в России за несколько лет вырос в полтора раза. Продукция креативных индустрий республики - кинофильмы, компьютерные игры, ювелирные изделия уже сегодня являются лидерами международного рынка.
Растущее влияние федеральных и международных сетевых компаний на внутренний рынок товаров и услуг влечет за собой рост конкуренции для крупных предприятий республики, включая коммерческие предприятия с участием государства. К примеру, в структуре базовых несырьевых отраслей экономики (к базовым несырьевым отраслям экономики относятся следующие виды экономической деятельности: обрабатывающее производство, строительство, транспорт, сельское хозяйство) более половины занимают крупные коммерческие предприятия с участием Республики Саха (Якутия).
Анализ практики применения инноваций в крупных компаниях показывает, что наличие в компании собственного креативного человеческого капитала оказывает определяющее влияние на принятие решения о внедрении инноваций. Под собственным креативным человеческим капиталом следует понимать уровень креативной интенсивности предприятия.
Креативная интенсивность - доля креативных занятий в общем числе занятых.
Развитие экосистемы креативной экономики во многом предопределяет увеличение креативной интенсивности местных предприятий вне креативных индустрий. В настоящее время в российской практике научных исследований практически отсутствует опыт измерения и анализа креативной интенсивности. Международная же практика измерения креативной интенсивности представлена опытом Великобритании, где методология исследований социально-демографических процессов в стране, включая перепись населения, позволяет выявить подробную структуру распределения занятых в экономике, включая долю креативных занятий в общей структуре занятости населения по отдельно взятым отраслям экономики.
Совместные исследования АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" и ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)" показывают, что в настоящее время креативная интенсивность отдельно взятых местных предприятий с участием государства составляет в среднем 1% от общего числа работников. Для сравнения, в Великобритании креативная интенсивность отраслей экономики вне креативных индустрий составляет 3%.
Немаловажным фактором качественного повышения креативной интенсивности является структурированный и системный подход подбора и расстановки кадров, учитывающий специфику отрасли и своевременность принятия решения о наращивании в предприятиях собственного креативного человеческого капитала, который позволит достигнуть качественно новый и конкурентный уровень развития.
Наращивание собственного креативного капитала особенно актуально для местных предприятий, находящихся в условиях растущей конкуренции на рынках присутствия. К примеру, на современном этапе развития авиаотрасли республики для авиакомпаний республики вопрос повышения конкурентоспособности является вопросом не расширения и развития, а практически выживания и сохранения текущих рынков присутствия. Происходящая интеграция республики в глобальную экономическую систему неизбежно приведет к росту конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.
Анализ спроса на российском и международном рынке труда отражает растущий спрос на такие базовые креативные занятия как: креативные директора и директора по маркетингу, бизнес-аналитики, ИТ-специалисты, специалисты по маркетингу, брендингу, дизайну, развитию и другие.