Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы" (с изменениями на 15 июля 2021 года)



Таблица 1


SWOT-анализ текущего состояния

Преимущества (сильные стороны)

Недостатки (слабые стороны)

Наличие законодательной базы;

наличие в республике проектных организаций, осуществляющих подготовку документов территориального планирования;

наличие опыта у органов местного самоуправления по размещению заказов на подготовку документов территориального планирования;

наличие отработанной схемы реализации мероприятий подпрограммы;

наличие резервов мощностей строительного комплекса Республики Саха (Якутия)

Отсутствие штатных единиц главных архитекторов районов и отделов архитектуры;

отсутствие федерального финансирования подготовки документов территориального планирования;

отсутствие цифровых топографических карт;

долгие процессы согласования и утверждения документов территориального планирования и значительные финансовые затраты;

низкое качество интернет-связи;

отсутствие финансирования со стороны местных бюджетов;

отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;

климатические условия Крайнего Севера, которые обуславливают увеличение сроков строительства и значительное удорожание стоимости строительства квадратного метра жилья в Республике Саха (Якутия) ввиду высоких транспортных затрат, технологических особенностей строительства объектов в сложных климатических условиях вечной мерзлоты

Возможности

Угрозы

Создание региональной геоинформационной системы территориального планирования Республики Саха (Якутия), синхронизирующей документы территориального планирования со стратегиями социально-экономического развития районов и региона, а также с государственными программами Республики Саха (Якутия), что позволит комплексно развивать территории региона;

оперативный доступ органов государственной власти и местного самоуправления ко всем уровням документов территориального планирования;

развитие комплексной застройки населенных пунктов;

снижение административных барьеров за счет автоматизации исполнения муниципальных услуг, обеспечения доступности информации для застройщиков

С 1 января 2013 года не допускается принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

увеличение стоимости строительства объектов по причине включения затрат по инженерному обеспечению территории в стоимость одного квадратного метра здания


Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры и ликвидацией тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем. Подпрограмма будет обеспечивать комплексный подход к формированию жилищного фонда и системной застройки территорий Республики Саха (Якутия), а также способствовать более эффективному использованию средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и (или) местных бюджетов, выделяемых на эти цели.


В целях повышения доступности жилья развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве предусматривает не только использование механизмов возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, а также водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки.


Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов, главным образом, основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости жилья.


В большинстве населенных пунктов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, а также средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.


В целях достижения показателей регионального проекта "Жилье" по вводу жилья необходимо:


привлечение субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации;


модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;


снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативной правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства;


обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства;


реализация мероприятий по оказанию гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.