Действующий

Об утверждении стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 годы



Введение


На всем протяжении существования школы как социального института (в данном документе понятие "школа" употребляется в широком смысле и подразумевает любую образовательную организацию - общеобразовательную, дошкольную, организацию дополнительного образования) не перестанут вестись дискуссии о том, какой должна быть школа.


В ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.


Актуальна в этом плане высказанная Губернатором Белгородской области мысль о совершенствовании образовательной среды: "В настоящее время в школах региона и в целом в стране существует целый ряд сложных социально-психологических проблем. Дети сталкиваются с равнодушием и непониманием взрослых, отсутствием единых ценностей жизни, воздействием целенаправленно негативного информационного контента. В школах имеет место агрессивность, повышенная конфликтность всех участников образовательного процесса. И мы не имеем права закрывать на это глаза".


Данная тема получила развитие и трансформировалась в идею доброжелательной школы. В отчете о результатах деятельности Правительства области в 2018 году Губернатором Белгородской области отметил: "Добро, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка, понимание значимости и ценности каждого человека - это тот фундамент, который поможет противостоять негативным тенденциям современного общества".


Задача реализации Стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 годы (далее - Стратегия) - сформировать в школе доброжелательную систему взаимоотношений, сделать ее социально ориентированной и предметно-практической, для чего необходимо привести в движение правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные ресурсы.


Становление доброжелательности как отличительной черты белгородской школы созвучно таким общероссийским приоритетным целям на ближайшие несколько лет, как вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой личности.


Стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации национального проекта "Образование".


Указанные приоритеты заложены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования - концепции "3Т": требования к условиям, требования к содержанию и требования к результатам образовательной деятельности.


В настоящее время остро стоит задача общественного понимания дополнительного образования как открытого вариативного пространства. Охватывая все уровни общего образования, дополнительное образование становится своеобразным социокультурным стержнем, основанным на познании через творчество, игру, труд, спорт, интеллектуальную деятельность, социальные практики.


Стратегия разработана на основе проектно-целевого подхода и включает в себя, помимо описания идеологической составляющей, аналитических данных и выводов, девять портфелей проектов, суммарно объединяющих 35 обособленных проектов, по факту реализации которых планируется менять ситуацию.


Набор предлагаемых проектов позволит реализовать перспективные разработки по созданию и внедрению передовых моделей, программ, технологий и решений в сфере образования.


Стратегия направлена на улучшение качества социальной среды в регионе и является поводом для разработки новых и корректировки действующих нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития системы образования на уровне региона, муниципальных образований, образовательных организаций.


Положения Стратегии могут изменяться и дополняться с учетом характера и масштаба проблем в системе образования, а также конкретизироваться в иных документах регионального уровня.