Современная система дошкольного образования Белгородской области представлена многомодельной сетью из 680 организаций различных правовых форм и форм собственности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них детских садов - 481, в том числе 19 - частных, и 199 школ, имеющих в своей структуре дошкольные группы. Кроме того, 51 частная организация и индивидуальный предприниматель оказывают услуги по развитию около одной тысячи дошкольников в режиме полного дня, присмотра и ухода за ними. Всего разными видами услуг в системе дошкольного - образования региона охвачено 74 071 ребенок, что составляет 72,3 процента от их общего количества в возрасте от 1 года до 7 лет.
За последние 5 лет в Белгородской области создано дополнительно 9,2 тысячи мест как в муниципальном, так и в негосударственном секторе дошкольного образования.
В результате реализации мероприятий, направленных на повышение доступности дошкольного образования, за 2015 - 2018 годы электронная очередь в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) сократилась более чем в 3,7 раза (на 1 января 2015 года - 7270 человек, на 1 января 2019 года - 1969 человек), с 2016 года все дети в возрасте от 3 до 7 лет, желающие посещать детский сад, имеют такую возможность, а доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по итогам 2018 года составила 83,4 процента. При этом в 12 муниципальных образованиях уже достигнута 100-процентная доступность детских садов для детей всех возрастных категорий.
На достижение к концу 2021 года 100-процентной доступности дошкольного образования для детей раннего возраста, регламентированной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", будет направлена реализация региональной составляющей федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Основные векторы повышения качества дошкольного образования Белгородской области определены региональной Стратегией развития образования на 2013 - 2019 годы, а механизмы - "дорожной картой" обновления его содержания.
В соответствии с этими документами, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", одним из приоритетных направлений является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольных организациях реализуются комплексы мероприятий по профилактике заболеваемости, проекты по физическому развитию и повышению двигательной активности детей, оборудуются спортивные площадки с безопасным покрытием. В результате - на протяжении последних лет отмечается устойчивая динамика снижения уровня заболеваний воспитанников. Достичь хороших показателей в сохранении базового уровня здоровья детей позволит внедрение модели индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения, разработанной в рамках проекта "Воспитываем здоровое поколение".
Надлежащее внимание уделяется созданию равных возможностей в получении качественного образования для детей с особыми потребностями: 35 дошкольных организаций стали участниками государственной программы "Доступная среда"; почти на 14 процентов за 2018 год возросла численность специалистов коррекционно-развивающего направления, в том числе в штатные расписания дошкольных организаций введены тьюторы; реализуются региональные проекты, нацеленные на внедрение программ адаптивной физкультуры и образования детей с расстройствами аутистического спектра. По итогам 2018 года показатель доступности дошкольного образования для детей-инвалидов составил 97,4 процентов при плановом - 90 процентов. Предстоит продолжить работу по созданию групп компенсирующей направленности для детей с различными нозологиями, приведению в соответствие с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) содержания основных адаптированных программ и кадрового обеспечения дошкольных организаций, в первую очередь педагогами-психологами и учителями-дефектологами.
К одному из перспективных направлений обновления содержания дошкольного образования относится развитие творческих способностей детей. В Белгородской области сложилась эффективная система художественно-эстетического развития дошкольников: более 65 процентов воспитанников детских садов осваивают парциальные программы по развитию изобразительного и музыкального творчества, ежегодно около 1 тысячи детей принимают участие в региональном фестивале детского творчества "Мозаика детства". Особое внимание в рамках проекта "Доброжелательная школа" будет уделено развитию у дошкольников техническо-конструктивного творчества, созданию в детских садах Лего-центров и мини-кванториумов, внедрению в практику дошкольных организаций результатов проекта "От Фребеля до Робота".
Безусловно, актуальна задача духовно-нравственного воспитания, основанного на региональных приоритетах, таких как православная культура и гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня более 60 процентов обучающихся дошкольных организаций осваивают программы патриотического воспитания, в том числе разработанные с учетом национальных и культурных традиций региона. В практику детских садов внедряется полученный в результате регионального проекта "Белгородские тропы" опыт создания клубов семейного туризма, направленный на формирование здоровьеориентированного семейного досуга, знаний о знаковых культурных, природных и исторических объектах Белгородчины.
Одной из задач, решаемой системой дошкольного образования, является оказание помощи семье в воспитании и развитии детей. Именно поэтому национальный проект "Образование" содержит в себе отдельный проект по развитию консультативной помощи родителям, для реализации которого в нашем регионе уже создана хорошая платформа: развита сеть из 315 консультационных центров; успешно реализован и внесен в сборник лучших региональных практик Министерства просвещения Российской Федерации проект "Воспитание онлайн", позволивший создать модульную систему дистанционного консультирования родителей.
В целях обновления содержания дошкольного образования в Белгородской области организована деятельность ресурсных и инновационных площадок по актуальным направлениям, в том числе федеральная сетевая инновационная площадка по внедрению комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Теремок". В ближайшие годы предстоит большая работа по выстраиванию системы образования детей раннего возраста: разработка образовательных программ, повышение компетентности педагогов, построение развивающей среды.