Действующий

Об утверждении стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 годы



8.6. Портфель проектов "Развитие психолого-педагогической службы региона"


Реализация портфеля проектов имеет ориентиры на целевые установки, принципы и приоритеты образовательной политики региона; определяет систему мероприятий по минимизации кризисов традиционной модели детства, семьи; на решение актуальных проблем оказания социально-психологической помощи несовершеннолетним; оказание психолого-педагогической поддержки и помощи педагогам; на снижение рисков информационной социализации, создание безопасной, психологически комфортной образовательной среды доброжелательной школы.


В проекте "Разработка и внедрение единой модели оказания психологопедагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных организациях области" учитывается существующая структура и предлагается организация и развитие центрированной модели психолого-педагогической службы региона. Создание муниципальных центров и ресурсных центров психолого-педагогического сопровождения на базе государственных опорных школ в муниципалитетах с численностью детского населения менее 5 тыс. человек обеспечат психолого-педагогическое сопровождение и оказание психологической помощи в "шаговой" доступности для всех участников образовательных отношений.


Решение вопросов в части организации единства нормативно-правовой базы, единого стандарта оказания помощи, усиления методической поддержки, формирования профессионального взаимодействия и защищенности специалистов обеспечат качество психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в системе образования региона.


Реализация модели позволит снизить дефицит кадров за счет выполнения мероприятий со студентами выпускных курсов, а также сформировать профессиональное сообщество.


Ориентирами проекта "Профилактика рисков современного детства" выступают предупреждение факторов детского неблагополучия, развитие ресурсов личности подростка, пропаганда жизненных ценностей.


Реализация региональных комплексных программ сопровождения детей из групп социального и в том числе суицидального рисков, формирование эффективного механизма информационного взаимодействия при кризисных ситуациях позволит обеспечить сохранение жизни и здоровья детей.


Критериями психологически безопасной среды в рамках проекта "Психологическая безопасность образовательной среды" выступают свобода от всех видов насилия, качество межличностных отношений, психологический комфорт, в том числе и в информационном пространстве.


Профилактика и коррекция явлений буллинга, проявлений агрессивного поведения, враждебности в отношениях сверстников и взрослых, формирование принятия особенного ребенка в единое образовательное пространство детского сада, школы обеспечат реализацию принципа доброжелательной школы "Школа - территория безопасности детей".


Повышение психолого-педагогической компетентности современного родителя, трансляция модели эффективного родительства, развитие ресурса современной семьи - ориентиры результатов проекта "Ответственное родительство", призванного обеспечить деятельность регионального родительского клуба "Ответственное родительство". Организация деятельности регионального родительского клуба, как модели сочетания современных форм работы с семьей и применения методов активизации родительского опыта, обеспечит консолидацию родительского сообщества на платформе образования. К декабрю 2021 года 22 муниципальные площадки клуба станут центрами взаимодействия семьи и системы образования, переговорными площадками участников образовательных отношений.


Целью проекта "Разработка и внедрение эффективной модели психологопедагогического сопровождения педагогов на этапах профессиональных кризисов" является реализация модели комплексной психолого-педагогической поддержки педагогических работников на этапах кризисов профессионального развития. Задачи комплексных профилактических программ для педагогических работников "Удачный старт", "Шаги к успеху", "Второе дыхание", "Я - профессионал" ориентированы на сохранение интереса, здоровья и профессионального долголетия педагогов региона.


Проект "Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями" нацелен на повышение качества образования детей с особыми образовательными потребностями посредством обеспечения организационно-методической и психологической помощи педагогическим работникам инклюзивных школ. Система поддержки педагогов инклюзивных школ - одна из составляющих эффективного психологопедагогического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями. Ведущими звеньями поддержки педагогов выступают психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций, укомплектованные квалифицированными специалистами, и пилотные образовательные организации, реализующие лучшие практики образования детей с особыми образовательными потребностями. На базе трех пилотных образовательных организаций региона будут созданы консультативные центры (без оформления юридического лица) и организованы стажировки для педагогов 22 муниципалитетов по вопросам организации инклюзивного образования. Не менее 22 педагогов региона смогут пройти профессиональную переподготовку по специальности "Дефектология". Для педагогов Белгородской области будут организованы практикоориентированные семинары и вебинары по актуальным вопросам инклюзивного образования с целью разрешения профессиональных затруднений практиков.


Апробированная на пилотных образовательных организациях система послужит основой для открытия центров поддержки педагогов в каждом муниципалитете Белгородской области. Главным результатом реализации проекта станет возможность обеспечить специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями на качественно новом уровне.