Действующий

Об утверждении стратегии развития образования Белгородской области "Доброжелательная школа" на период 2020 - 2021 годы



6. Образовательная инфраструктура


Достижение российской и международной конкурентоспособности образования Белгородчины неразрывно связано с качеством образовательной инфраструктуры. При ее формировании в существующих бюджетных ограничениях как никогда актуален спрос на эффективность управленческих решений.


В целом Белгородская область по индексу образовательной инфраструктуры (индекс рассчитывался также с учетом учреждений среднего профессионального образования) по итогам рейтинга высшей школы экономики за 2018 год среди российских регионов занимает 22 - 27 место в ряду таких областей как Нижегородская, Ростовская, Владимирская и город Севастополь.


Белгородская область не входит в десятку лидеров, но большинство показателей превышает среднероссийские, это:


- инклюзия в детских садах (высокое количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общем числе воспитанников, и для этого создаются соответствующие условия);


- достойное кадровое обеспечение системы дополнительного образования (небольшое количество вакансий 3,6 процента, и лишь 12 процентов педагогов, имеющих внутреннее совместительство);


- высокий охват услугами дополнительного образования (более 94 процентов);


- достойное материально-техническое состояние школ и детских садов (общая площадь классных комнат на одного учащегося в школе составляет 6 кв. м, при действующей норме от 2,5 кв. м, большинство школ имеют собственные спортивные залы, 79 процентов имеют учебно-опытные участки, 100 процентов школ и детских садов оборудованы канализацией, имеют отопление и водопровод);


- информационно-методическое обеспечение тоже относится к сильным сторонам (достаточный объем библиотечных фондов (47 единиц в расчете на 1-го школьника)), область является лидером по ведению электронных дневников и журналов (в 100 процентах школ).


В 2008 году в систему оплаты труда учителей были положены стоимость бюджетной услуги (ученико-час) и стимулирование качества. Такая методика в свое время обеспечила рост заработной платы всех категорий педагогических работников.


Однако так называемый "подушевой норматив" стал своеобразным тормозом роста заработной платы педагогов малокомплектных школ с низкой наполняемостью (в области 167 таких учреждений). Доход учителей в этих организациях в среднем по региону составляет 22,5 тыс. рублей в месяц.


Такой разрыв обоснованно не устраивает педагогическое сообщество. Вопрос об актуальности размера средней заработной платы остальных категорий педагогических работников относительно зарплат в социальной сфере (например, врачей - более 56000 руб.) требует пересмотра.


Наряду с явными плюсами имеются слабые стороны современной образовательной инфраструктуры, которые определяются как "точки роста":


- во-первых, невысока инклюзия в школах и учреждениях дополнительного образования (в дополнительном образовании доля зданий, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, составляет 30 процентов, отсюда и невысокое число охвата таких обучающихся - менее 1 процента; а в школах - зданий с доступной средой лишь 49 процентов);


- во-вторых, кадровое обеспечение: малое количество молодых специалистов в школах со стажем работы от 5 до 10 лет - всего 8 процентов, немного лучше ситуация в детских садах и учреждениях дополнительного образования - 13 процентов; низкая численность педагогов-психологов в расчете на 1000 обучающихся - 0,6 в школах и 3,4 в детских садах, при действующем нормативе 1 педагог-психолог на 500 школьников и 1 - на 250 дошкольников; недостаточная в соответствии с требованиями новых нормативных документов обеспеченность детских садов такими специалистами, как учитель-логопед (при норме на одного педагога от 5 до 12 детей в среднем по региону приходится 13 детей), учитель-дефектолог, дефицит которых выражается не только в ставках, но и в уровне квалификации уже имеющихся кадров.