Образовательная среда в целом должна являться достаточным условием качественного образования. Необходимо добиться соответствия внутреннего содержания и атмосферы материальному обеспечению. Таким образом, следующей частью Стратегии определена нематериальная составляющая образовательной среды. Она складывается:
- из системы отношений в организации (это психологический климат, воспитательное пространство, нормативно-правовая база, в т.ч. образовательные программы, система управления, коммуникативное пространство);
- из информационной среды (содержание информационного образовательного пространства в сети Интернет, а также специализированные образовательные платформы, например, для дистанционного образования);
- из социокультурной среды (специфические характеристики образовательной организации, сформированные намеренно традиции, уклад жизни в учреждении).
На основании имеющихся экспертных оценок, с учетом такой региональной особенности, как наличие на территории области большого количества сельских населенных пунктов, и исходя из ситуации "как есть", сформирован социальный заказ для города и для села:
- общие приоритеты для городских и сельских школ на современном этапе;
- наличие внутришкольной культуры и традиций;
- совмещение общеобразовательной программы и программ дополнительного образования в школе полного дня.
Однако для городских организаций на первом месте социального заказа - квалификация педагогических кадров, компетентная управленческая команда, профессиональный рост учителя, система воспитания, внеклассной работы и доброжелательные отношения между учителями, учениками и родителями.
Для сельских школ в приоритете - современное информационное программное обеспечение, поддержка родителей (здесь этот фактор в 1,8 раза важнее, чем для городских), наличие программы развития школы, в том числе - воспитания.
Как общую тенденцию следует отметить, что для представителей сельских школ существенно более важным, чем для их городских коллег, является материальная инфраструктура (актуальность почти в 2 раза выше). При этом ее недостаточность обозначается как препятствие для доступа к качественному образованию.
К сильным сторонам общего образования можно отнести довольно высокий уровень академических знаний школьников, способность решать типовые учебные задачи на основе полученных знаний. Слабое место - неумение применять полученные знания на практике для решения проблемных ситуаций, отсутствие учета индивидуально-психологических особенностей детей в процессе образовательной деятельности. Достаточно распространены такие нежелательные состояния, как переутомление и перегрузка.
Существует много проблем, для решения которых недостаточно текущей квалификации педагогов. В первую очередь, это касается работы с разными категориями детей. Сегодня далеко не все педагоги чувствуют себя уверенно в электронной среде, и им предстоит учиться в ней работать. Это разрыв между "цифровыми" учениками и "нецифровыми" учителями.