ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2020 года N 11


О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2017 г. N 475



Правительство Республики Марий Эл постановляет:


Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2017 г. N 475 "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период до 2030 года" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 27 декабря 2017 г., N 26122017040357) следующее изменение:


прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
А.ЕВСТИФЕЕВ



"Утвержден
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 26 декабря 2017 г. N 475
     (в редакции постановления
Правительства
Республики Марий Эл
от 23 января 2020 г. N 11)



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) является одним из основных документов системы стратегического планирования Республики Марий Эл. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Республики Марий Эл в долгосрочной перспективе.


Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период, бюджетного прогноза Республики Марий Эл на долгосрочный период и других стратегических документов Республики Марий Эл.


Исходными данными для разработки долгосрочного прогноза являются прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее - прогноз Российской Федерации до 2036 года), сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, от 7 мая 2018 г. N 204, основные параметры государственных программ Республики Марий Эл, статистические данные о социально-экономическом развитии Республики Марий Эл.



1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Марий Эл


В 2014 - 2015 годах в Республике Марий Эл наблюдались положительные тенденции развития основных отраслей экономики, при этом более высокими темпами развивались промышленность и сельское хозяйство.


Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта (далее - ВРП) составлял 4,6 процента, индекса промышленного производства - 11 процентов, сельскохозяйственного производства - около 13 процентов, среднемесячной заработной платы - более 9 процентов, среднедушевых денежных доходов населения - 13 процентов.


В 2016 году Республика Марий Эл замедлила темпы роста.


Темп роста ВРП в 2016 году составил 94,7 процента, индекс промышленного производства - 92,9 процента, сельскохозяйственного производства - 93,9 процента, оборота розничной торговли - 95,6 процента, объема работ по виду деятельности "строительство" - 86,3 процента.


Общая экономическая неуверенность инвесторов, высокая стоимость заемных ресурсов, удорожание импортируемых инвестиционных товаров, завершение реализации крупных производственных и социальных проектов в предыдущие годы оказали значительное влияние на сокращение инвестиций по итогам 2016 года на 34,4 процента по сравнению с 2015 годом.


В 2017 году стабилизация экономической ситуации в Республике Марий Эл позволила обеспечить рост ВРП на 1,6 процента в сопоставимых ценах к 2016 году, на его рост значительное влияние оказала позитивная динамика в большинстве видов деятельности в промышленности. Индекс промышленного производства составил 106,3 процента. Положительная динамика также отмечалась по обороту розничной торговли (101,1 процента), вводу жилых домов (100,9 процента), среднемесячной заработной плате (109,2 процента), уровню инфляции (2,5 процента).


Эффективная работа Правительства Республики Марий Эл также отразилась на росте большинства основных показателей развития экономики в 2018 году: объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 11,4 процента, инвестиции в основной капитал выросли на 10,4 процента, оборот розничной торговли - на 2,8 процента, объем работ по виду деятельности "строительство" - на 2 процента, среднемесячная заработная плата - на 10,6 процента.


Основные показатели социально-экономического развития Республики Марий Эл в 2014 - 2018 годах приведены в таблице 1.



Таблица 1



Основные показатели социально-экономического развития Республики Марий Эл в 2014 - 2018 годах


                                      (в процентах)

Показатели

Годы

2014 - 2015 <*>

2016

2017

2018

Валовой региональный продукт

104,6

94,7

101,6

101,3 <**>

Индекс промышленного производства

111,0

92,9

106,3

99,5

Производство продукции сельского хозяйства

112,7

93,9

96,8

111,4

Инвестиции в основной капитал

88,3

65,6

85,3

110,4

Объем работ по виду деятельности "строительство"

98,1

86,3

97,8

102,0

Оборот розничной торговли

97,4

95,6

101,1

102,8

Ввод жилых домов

109,1

106,0

100,9

71,6

Начисленная среднемесячная заработная плата

109,3

106,2

109,2

110,6

Среднедушевые денежные доходы

112,9

101,7

102,5

102,4


________________


* В среднем за два года.


** Оценка Минэкономразвития Республики Марий Эл.



2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Республики Марий Эл на долгосрочный период до 2030 года



2.1. Факторы экономического роста


Анализ социально-экономического развития Республики Марий Эл позволил определить факторы экономического роста, которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития Республики Марий Эл:


выгодное экономико-географическое положение;


сформированная законодательная база, обеспечивающая поддержку и права инвесторов;


многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающий рядом высоких технологий, наличие производственно-технической базы, незагруженных производственных мощностей, представляющих интерес для потенциальных инвесторов;


сформированная структура агропромышленного комплекса, позволяющая обеспечивать перерабатывающее производство сырьем, животноводство - кормами, население - продовольствием;


наличие собственной минерально-сырьевой базы для производства строительных материалов и организаций, способных обеспечить их производство;


значительный кадровый и научно-технический потенциал, наличие высших и средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов для различных сфер деятельности.


Достижению устойчивого экономического роста Республики Марий Эл в 2019 - 2024 годах будет способствовать выполнение стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", направленных на обеспечение роста производительности труда, увеличение доли малого бизнеса в ВРП, внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере, расширение несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг, создание условий для развития человека.


Всего в Республике Марий Эл осуществляется реализация 53 региональных проектов по основным стратегическим направлениям.



2.2. Ограничения экономического роста


При прогнозировании социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период учтено влияние существующих и потенциальных факторов и ограничений, оказывающих сдерживающее влияние на развитие экономики и социальной сферы:


макроэкономическая неопределенность внешних условий;


недостаточная конкурентоспособность производимых в Республике Марий Эл товаров на российском и международном рынках;


ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;


недостаточно высокие темпы роста инноваций и инвестиционной активности бизнеса;


высокая степень износа основных фондов, высокий уровень износа объектов социальной и инженерной инфраструктур;


высокая стоимость энергоресурсов;


низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, высокая доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям;


ограничение финансовых возможностей бюджетной системы Республики Марий Эл;


негативные тенденции в демографических процессах (увеличение доли населения старше трудоспособного возраста), тенденция оттока квалифицированных кадров и молодежи из Республики Марий Эл.



3. Условия социально-экономического развития Республики Марий Эл, характеристика сценариев прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период, основные направления социально-экономического развития Республики Марий Эл на долгосрочный период


При формировании основных параметров и показателей долгосрочного прогноза Республики Марий Эл в основу заложены основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на среднесрочный период.


При разработке долгосрочного прогноза Республики Марий Эл учитывались прогноз Российской Федерации до 2036 года, а также приоритеты развития Республики Марий Эл, определенные документами стратегического планирования Республики Марий Эл.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»