ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

от 3 февраля 2020 года N 10-РЗ


Об охране атмосферного воздуха на территории Республики Северная Осетия-Алания

(с изменениями на 15 ноября 2021 года)

(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2021 N 80-РЗ)



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Закона


1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха на всей территории Республики Северная Осетия-Алания и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.


2. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.


3. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.



Статья 2. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются понятия, установленные Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".



Статья 3. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха


Законодательство в области охраны атмосферного воздуха состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия-Алания, настоящего Закона, других законов Республики Северная Осетия-Алания и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.



Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА


Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны атмосферного воздуха


1. К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны атмосферного воздуха относятся:


1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, а также осуществление контроля за их исполнением;


2) участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;


3) проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;


4) осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;


5) информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;


6) участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Республики Северная Осетия-Алания;


7) право принятия и реализации государственных программ Республики Северная Осетия-Алания в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;


8) осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;


(п. 8 в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2021 N 80-РЗ)


9) введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;


10) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха;


(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2021 N 80-РЗ)


11) установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Северная Осетия-Алания и сроков их снижения.


2. Органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории Республики Северная Осетия-Алания.



Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха


Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА


Статья 6. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух


1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.


2. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном федеральным законодательством.



Статья 7. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух


1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:


предельно допустимые выбросы;


предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;


технологические нормативы выбросов;


технические нормативы выбросов.


2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается федеральным законодательством, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.


3. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным законодательством. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются федеральным законодательством.


4. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится в соответствии с федеральным законодательством, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.


Экспертиза Программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке, установленном федеральным законодательством.


Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.


5. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным законодательством. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.


6. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.


7. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.


8. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном федеральным законодательством.


9. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.



Статья 8. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух


1. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.


2. Правительство Республики Северная Осетия-Алания может вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.


3. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.


4. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных в соответствии с федеральным законодательством.


5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.


6. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (далее - уполномоченный орган) в случаях, установленных федеральным законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»