В целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", а также создания детских технопарков "Кванториум" как площадок для развития научно-технического творчества детей, формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Концепцию по созданию и функционированию в Челябинской области в 2020 - 2022 годах детских технопарков "Кванториум";
2) Комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" в Челябинской области на 2020 - 2022 годы.
2. Определить Министерство образования и науки Челябинской области региональным координатором, ответственным за создание и функционирование мобильных технопарков "Кванториум" в Челябинской области.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Концепция по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" в Челябинской области в 2020 - 2022 годах
Концепция по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" в Челябинской области (далее именуется - Концепция) разработана для формирования единого системного подхода к созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности обучающихся на территории Челябинской области.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
федеральным проектом "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10.
Одним из показателей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" является создание детских технопарков "Кванториум" в субъектах Российской Федерации.
Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации, поэтому крайне нуждается в повышении доступности к высокооснащенным площадкам как можно большего числа детей. Приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности Челябинской области определены Стратегией социально-экономического развития региона до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" и предусматривают развитие данного направления.
Детский технопарк "Кванториум" представляет собой инновационную форму организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности детей и подростков и направлен на вовлечение обучающихся в продуктивную творческую деятельность и одновременное включение их в сферу экономики через "малое предпринимательство, малый бизнес".
Деятельность детских технопарков "Кванториум" строится на принципах интегративного взаимодействия с предприятиями и учреждениями Челябинской области, социальными партнерами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Описание детского технопарка "Кванториум" (Златоустовский городской округ)
По состоянию на 1 апреля 2019 года в Челябинской области функционируют 379 организаций дополнительного образования в отраслях "Образование", "Культура", "Спорт", в том числе негосударственного сектора.
В национальном проекте "Образование" поставлена задача обеспечить к 2024 году 80 процентов детей (от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет) доступным и качественным дополнительным образованием.
В настоящее время доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, составляет 74,4 процента (от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет).
В образовательных организациях реализуется 1030 дополнительных образовательных программ технической направленности, наиболее востребованы дополнительные образовательные программы по направлениям "Робототехника и программирование", "Конструирование", "3D-моделирование", "Авиа-, ракето- и судомоделирование". Обучение осуществляют 737 педагогов дополнительного образования.
В детских объединениях Челябинской области технической и естественнонаучной направленностей охват детей услугами дополнительного образования составляет 17 процентов (от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет). Необходимо отметить увеличение количества детских объединений, предполагающих "малозатратные формы" реализации программ технической направленности для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет.
Ресурсным центром, обеспечивающим учебно-методическое сопровождение, консультирование работников региональной системы образования, повышение квалификации, в том числе в форме стажировки по направлению "Робототехника", является государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом юношеского технического творчества Челябинской области".
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области (далее именуется - Министерство) от 31.07.2018 г. N 01/2291 государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом юношеского технического творчества" (далее именуется - ГБУДО "Дом юношеского технического творчества") определен Региональным модельным центром дополнительного образования детей по технической и естественнонаучной направленности.
В 2018 году создан на двух площадках детский технопарк "Кванториум", который функционирует как структурное подразделение ГБУДО "Дом юношеского технического творчества Челябинской области". Дополнительными общеразвивающими программами технической направленности охвачены 1200 детей. Занятия проводятся на бесплатной основе.
Площадка технопарка в городе Челябинске имеет модель функционирования по виду "Стандарт" (аэроквантум, автоквантум, робоквантум, IT-квантум, хайтек, промышленный дизайн) и располагается на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)".
Площадка технопарка в городе Магнитогорске имеет модель функционирования по виду "Мини" (робоквантум, хайтек, IT-квантум, VR/AR-квантум) и располагается на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова".
За время работы детского технопарка "Кванториум" организована совместная работа и подписаны соглашения с представителями крупнейших предприятий Челябинской области: закрытого акционерного общества "КОНАР", Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", публичного акционерного общества "Челябинский цинковый завод", публичного акционерного общества "Челябинский трубопрокатный завод", публичного акционерного общества "МЕЧЕЛ" и другими.
По заданию предприятий для обучающихся, занимающихся в детском технопарке "Кванториум", разработаны и реализуются более 10 проектов.
Кроме того, в ежедневном режиме организованы экскурсии более чем для 1000 детей из 5 муниципальных образований Челябинской области (Копейский, Магнитогорский, Миасский, Озерский и Челябинский городские округа).
В рамках профориентационной деятельности на базе детского технопарка "Кванториум" внедряется система совместной работы: школа - организации профессионального образования - организации высшего образования - предприятие. В 2018 - 2019 учебном году в проекте приняли участие 14 предприятий, 4 образовательные организации среднего профессионального образования, 15 образовательных организаций общего и дополнительного образования Челябинской области.
В 2019 году на базе детского технопарка "Кванториум" апробируется освоение трех предметных областей: "Технология", "Математика", "Информатика".
Опыт работы детского технопарка "Кванториум" свидетельствует о востребованности современных дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей среди детей в возрасте от 7 до 18 лет, а также о высокой мотивации обучающихся к занятиям именно в детском технопарке "Кванториум", что связано с высоким качеством реализуемых на его базе программ и применением современных методов и технологий обучения.
В целях повышения доступности востребованных сегодня программ технической и естественнонаучной направленностей для детей перспективным будет открытие детского технопарка "Кванториум" в Златоустовском городском округе.
В Златоустовском городском округе сохранена уникальная система дополнительного образования детей, представленная сетью творческих коллективов пяти учреждений дополнительного образования и объединений, созданных на базах детских садов и школ. На сегодняшний день данной сетью в муниципальном образовании охвачено более 20 тысяч человек.
Одним из приоритетных направлений деятельности системы дополнительного образования Златоустовского городского округа является техническое творчество. Координатором проведения муниципальных мероприятий по этому направлению является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр юных техников" (руководитель - Володченко Дмитрий Петрович).
В 2018 году муниципальным автономным учреждением дополнительного образования "Центр юных техников" заключено соглашение с ГБУДО "Дом юношеского технического творчества" по реализации "дорожной карты" мероприятий регионального приоритетного проекта Челябинской области "Доступное дополнительное образование для детей", которое позволило подготовить педагогов и создать условия для открытия большего числа объединений технического творчества и увеличить охват детей.
Создание детского технопарка "Кванториум" на территории Златоустовского городского округа также обусловлено необходимостью:
повышения престижа инженерных профессий, формирования у детей и подростков профессиональной компетентности и практических навыков в высокотехнологичных сферах: робототехника, механика, электроника, автоматика, компьютерная, полиграфическая и телекоммуникационная сфера, экономика путем реализации современных проектов;
формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования с применением проектирования основ системной инженерии, анализа потенциального рынка, решения задач с внутренним и внешним заказчиком;
формирования у детей и подростков навыков проектного мышления, умения работать над проектом в режиме распределенной команды, решать практические задачи, ориентированные на потребности реального производства;
подготовки педагогических кадров для работы с детьми в условиях новой модели дополнительного образования;