Действующий

Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2029 года (с изменениями на 3 сентября 2024 года)



Таблица 8

N п/п

Наименование показателя

2012 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1

Объем государственного долга (млн рублей)

17436

48974

48940

47014

46043

64243

63052

68750

67485

2

Отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета (%)

51

96

94

85,7

80,2

130,0

94,7

104, 0

82,4

3

Темп роста объема государственного долга к предыдущему году (%)

124

117

100

96

98

140

98

109

98


В условиях роста расходов регионального бюджета, связанных с принятием на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению действующих и принятию новых расходных обязательств, ростом расходов социальной направленности, в том числе на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, модернизацию отраслей образования, здравоохранения, культуры, переселение граждан из аварийного жилищного фонда), увеличением размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, бюджет Удмуртской Республики формировался с максимальным дефицитом, основным источником финансирования которого являлись кредиты кредитных организаций. В результате с 2012 года по 2016 год государственные заимствования увеличились в 2,8 раза и утратили инвестиционную направленность. Расходы на обслуживание государственного долга возросли в 3 раза.


В 2017 году в целях изменения сложившейся ситуации Правительством Удмуртской Республики произведена полная перезагрузка бюджетной и долговой политики республики, приняты кардинальные решения по укреплению собственной доходной базы и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, взят курс на снижение долговой нагрузки региона.


С учетом рекомендаций постоянно действующей Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации был актуализирован и в дальнейшем реализован План мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2020 года. В результате в 2017 - 2019 годах государственный долг Удмуртской Республики удалось снизить на 2,9 млрд рублей.


В 2020 году Удмуртия, как и многие другие регионы, оказалась в сложной экономической ситуации, связанной с введением карантинных мер в условиях пандемии коронавирусной инфекции, неблагоприятной конъюнктурой цен на сырьевых рынках. В связи с этим выпадающие доходы региона в 2020 году составили более 9 млрд рублей. При этом имел место объективный рост расходов бюджета: дополнительные расходы на борьбу с коронавирусной инфекцией и поддержку отраслей экономики и категорий граждан, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер, на повышение оплаты труда работникам организаций бюджетной сферы, на индексацию действующих и предоставление новых мер социальной поддержки льготным категориям граждан.


Для обеспечения принятых обязательств в условиях острого недостатка средств Правительством Удмуртской Республики были привлечены кредитные заимствования в сумме 18,2 млрд рублей, в результате чего объем государственного долга региона в 2020 году увеличился до 64,2 млрд рублей.


В 2021 году Удмуртская Республика вновь сократила государственный долг на 1,2 млрд рублей.


В 2021 - 2022 годах с помощью, оказанной Правительством Российской Федерации, Удмуртии удалось заместить весь объем коммерческих кредитов бюджетными кредитами по ставке 0,1%.


Информация о структуре государственного долга за ряд лет представлена в таблице 9.