Недействующий

Об утверждении государственной программы Ярославской области "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


1. Анализ рынка труда Ярославской области.


В 2019 году на регистрируемом рынке труда Ярославской области сохранялись положительные тенденции, наметившиеся в 2017 и 2018 годах.


Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственном казенном учреждении Ярославской области Центре занятости населения (далее - Центр занятости), снизилась с 8,8 до 7,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - с 1,3 до 1,1 процента к численности рабочей силы региона. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в Центре занятости, в расчете на одну вакансию) снизился с 0,9 до 0,8 человека на вакансию.


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 19.12.2023 N 1346-п)


Несмотря на процессы стабилизации регионального рынка труда, связанные с общим улучшением ситуации в социально-экономической сфере, сохраняется диспропорция между спросом и предложением рабочей силы, а также наблюдается сложная ситуация с занятостью населения в отдельных сельских поселениях и монопрофильных населенных пунктах. Имеет место территориальная дифференциация рынка труда: уровень регистрируемой безработицы варьируется по городским округам и муниципальным районам области от 0,5 до 3,9 процента от численности населения в трудоспособном возрасте (Брейтовский, Даниловский, Любимский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский муниципальные районы, а также монопрофильные населенные пункты - г. Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района, пос. Песочное Рыбинского муниципального района).


2. Прогноз изменения численности трудовых ресурсов области.


2.1. В Ярославской области продолжает наблюдаться тенденция к сокращению численности трудовых ресурсов. Основной причиной является сложившаяся с 2017 года тенденция к увеличению темпов снижения численности населения. В 2019 году численность трудовых ресурсов составляла 746,3 тыс. человек, а к 2025 году прогнозируется снижение до 718,8 тыс. человек.


Основными источниками формирования трудовых ресурсов области являются:


- трудоспособное население в трудоспособном возрасте, численность которого к 2025 году снизится по сравнению с 2019 годом на 22,6 тыс. человек и составит 635,1 тыс. человек, что обусловлено негативными демографическими тенденциями 90-х годов прошлого века;


- иностранные трудовые мигранты, численность которых в 2019 году составляла 15,6 тыс. человек, а к 2025 году снизится до 13,1 тыс. человек. Снижение миграционного притока произошло, с одной стороны, в силу исчерпания демографического потенциала миграции населения близлежащих территорий, с другой - ввиду временного снижения экономической привлекательности области для трудовых мигрантов из ближнего зарубежья из-за снижения доходов населения в последние годы, в том числе сокращения числа малооплачиваемых рабочих мест;


- работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки), численность которых, по прогнозным оценкам, снизится с 73,0 тыс. человек в 2019 году до 70,6 тыс. человек в 2025 году.


2.2. Несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста начиная с 2019 года, существенного влияния на численность занятых в экономике региона данный фактор не оказал. В 2019 году численность занятых в экономике составляла 607,4 тыс. человек. Это объясняется в первую очередь тем, что до пенсионной реформы значительная часть формально попадавших в категорию пенсионеров продолжала трудиться в течение нескольких лет, а также тем, что в регионе в последние годы зафиксирован минимальный миграционный прирост граждан трудоспособного возраста.


В 2020 году ожидается значительное влияние на сферу занятости двух разнонаправленных факторов:


- повышение пенсионного возраста;