К факторам, влияющим на возможность и необходимость формирования кластера, относятся следующие:
- потенциальное изменение структуры экономики Калужской области в соответствии с приоритетами развития;
- приход новых производств на территорию Калужской области;
- востребованность высококвалифицированной рабочей силы на вновь создаваемых и существующих предприятиях (организациях) Калужской области;
- существующий профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который выступает тормозом для динамичного развития экономики и социальной сферы Калужской области;
- потенциально возможная депопуляция и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Цель формирования кластера - существенное повышение эффективности и качества профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров образовательных учреждений Калужской области в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов Калужской области.
Образовательный кластер как система позволит наладить устойчивую связь между учреждениями образования и предприятиями, решит проблему оторванности образовательных учреждений от потребностей предприятий и отставания уровня подготовки преподавателей от требований бизнеса. Основой кластеров являются трудовые ресурсы, часть которых привлекается наукоемкими компаниями как с местного, так и с внеобластного рынка с учетом процесса "нового расселения" на территорию Калужской области в долгосрочной перспективе.
В рамках данного кластера предполагается развитие по двум направлениям.
Первое - интеграция образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, а также научных учреждений разных типов, форм и уровней вокруг Регионального университета. Региональный университет позволит сформировать координационную структуру, согласующую интересы всех игроков инновационного развития, - одной из первых в российской практике региональной коммуникационной, научно-исследовательской, производственной и учебной площадки для развития высокотехнологичного сектора экономики.
Второе - основным элементом непрерывного профессионального образования станет Центр прикладного образования, который интегрирует возможности учебных заведений начального и среднего профессионального образования с дальнейшим выходом на ступень высшего профессионального образования областных вузов.
Финансирование Центра прикладного образования целесообразно вести с использованием механизма государственно-частного партнерства - на паритетных началах с предприятиями и инвесторами.
В дальнейшем следует предусмотреть расширение перечня специальностей, по которым будет проходить подготовка персонала, с учетом потребностей в профессиональной подготовке персонала для общероссийского рынка труда, что позволит привлечь активную часть молодежи на постоянное проживание на территорию Калужской области.