Угрозы | Возможности | |
Политические | Нарастание сложностей и противоречий в системе распределения полномочий федерального, областного и муниципального уровней власти. Противоречивость российского законодательства в части регулирования регионального и пространственного развития Российской Федерации | Социально-политическая стабильность в России, позволяющая осуществлять долгосрочное (стратегическое) планирование. Появление новых федеральных целевых программ и иных федеральных механизмов, позволяющих получить поддержку приоритетных областных программ развития |
Экономические | Зависимость экономики Калужской области от "внешней" конъюнктуры. Негативные последствия вступления в ВТО для предприятий, работающих на внутренний рынок. Исчерпание традиционного для периода восстановительного роста пакета ресурсов (низкая стоимость рабочей силы, сниженные тарифы, налоговые льготы и пр.). Усиление "сквозного" транзита - полное выпадение из "транзитной экономики" | Общий рост экономики в Российской Федерации благоприятные среднесрочные прогнозы. Близость к "инвестиционному центру" Российской Федерации. Рост транзитных потоков по меридиональным и широтным транспортным коридорам. Перспективы создания нескольких специализированных кластеров на территории Калужской области. Опережающий рост экономики услуг, особенно в московской агломерации |
Социальные | Более привлекательные условия трудовой деятельности и жизни на территории московской агломерации для молодежи и квалифицированных кадров. Продолжающееся ухудшение качества "демографической пирамиды" (старение населения, увеличение доли неработающих и т.д.). Рост разрыва в доходах по сравнению с московской агломерацией. Ухудшение экологической ситуации как результат промышленного аутсорсинга | Общероссийская динамика увеличения финансирования в образование и здравоохранение. Умеренные перспективы использования федеральных миграционных программ. Существуют перспективы "сесть" на потоки расселения ("дальний дом", а впоследствии - основное жилье) из Москвы - привлечение квалифицированных специалистов |
Технологические и инновационные | Формальное декларирование о приоритетности инновационного развития в Российской Федерации, практическая реализация экспортно-сырьевого пути развития страны. Сохранение низкой доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции, усиление конкуренции со стороны других стран. Отсутствие у органов власти, бизнес-структур и научного сообщества Российской Федерации единой стратегии перевода экономики на инновационный путь развития | Развитие инновационного сектора за счет увеличения федерального финансирования высокотехнологических сегментов экономики. Существуют умеренные перспективы создания инновационных высокотехнологичных микрокластеров: приборостроительного, фармакологического и медицинского, новых материалов, новых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве и, возможно, ряда других. Умеренные перспективы перехода инновационного сектора в средне- и низкотехнологичные отрасли экономики |
Культурные | Потеря идентичности - как результат отсутствия перспектив жизни на этой территории. Растущий разрыв в качестве городской среды с Москвой и Московской областью. Стандартизация "культурного предложения" областей, окружающих московскую агломерацию. Конкуренция с соседними регионами за туристические потоки | Использование растущего интереса к русской истории; "капитализация" памятных мест и создание локальных культурных брендов. Использование растущей динамики спроса на "локальные путешествия" в пределах 2 - 3-часовой изохроны от Москвы. Использование растущей динамики спроса на "второй дом" в пределах 2 - 3-часовой изохроны от Москвы. Вовлечение в туристический оборот незадействованных ресурсов территории с постепенной реконструкцией рекреационно-туристической инфраструктуры |