Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 5,4 <1> миллиарда тонн (среднегодовое значение за период 2013 - 2017 гг.) бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из которых 55 - 60 млн тонн составляют ТКО. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Свыше 30 млрд тонн отходов накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. Около 15000 санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров <2>. На полигоны попадает около 82% отходов, лишь 8% отходов проходит вторичную обработку и примерно 10% рассеивается при транспортировке. Несмотря на наличие в твердых коммунальных отходах ценных утильных фракций, в процессе их захоронения ежегодно безвозвратно теряется не менее 9 млн тонн макулатуры, 2 млн тонн полимерных материалов и 0,5 млн тонн стекла <3>.
________________
<1> Росстат / Официальная статистика / Окружающая среда / Отходы производства и потребления / Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации за период 2003 - 2017 гг.
<2> Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года / пункт 11.
<3> Твердые коммунальные отходы и их отдельные фракции / Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года.
На федеральном и региональных уровнях разработаны и утверждены новые и актуализируются действующие нормативно-правовые акты, направленные на решение основных проблем в области обращения с отходами:
- отсутствие отлаженной системы учета предприятиями и контролирующими органами образования и размещения отходов;
- несовершенство системы сбора и удаления ТКО;
- отсутствие оборудованных по современным требованиям полигонов и других мест размещения отходов, включая технологические решения по экологически безопасному размещению и переработке и утилизации;
- захламленность бытовым и производственным мусором территорий населенных пунктов, лесных массивов, поймы рек и водоемов, зон вблизи промышленных предприятий и частного сектора;
- недостаточно активное внедрение передовых технологий по переработке отходов производства и потребления;
- отсутствие организованной эффективной системы раздельного сбора отходов, а также последующей обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов в промышленном масштабе, вовлечения утильных фракций в хозяйственный оборот.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года является основой для формирования и реализации государственной промышленной и научно-технологической политики на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, ресурсосбережения и вовлечения отходов в хозяйственный оборот и направлена на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре: