Действующий

О Стратегии социально-экономического развития города Твери до 2035 года (с изменениями на 12 февраля 2021 года)


1.1. Основные сведения


Тверь - один из древнейших городов России, датой основания города считается 1135 год. Город расположен на реке Волге. Протяженность с запада на восток составляет около 21 км, а с севера на юг - около 17 км. Общая площадь земель городского округа в установленных границах - 15237,2 га. В городе Твери четыре административных района: Центральный, Московский, Пролетарский и Заволжский, отличающихся по площади территории и численности населения. Самым многочисленным является Заволжский район, здесь проживает 34% численности населения города Твери, самым малочисленным - Центральный (13% численности населения).


Численность постоянного населения муниципального образования на 1 января 2019 года составляет 420850 человек <1> - это более трети населения Тверской области. Город Тверь - крупный промышленный, научный, культурный и транспортный центр Центральной России, расположен в 167 км от Москвы и в 485 км от Санкт-Петербурга. С Москвой и Санкт-Петербургом Тверь связана тремя транспортными магистралями: железнодорожной, автомобильной и водной. Экономически выгодное географическое расположение Твери позволило ей стать центром многих исторических событий практически с момента основания, однажды даже побывать столицей Владимирской Руси и навсегда вписать свое имя в хроники прошлого.


________________


<1> Среднегодовая численность населения города Твери на 01.01.2019 составила 420458 человек.


Строительство Санкт-Петербург-Московской (Николаевской) железной дороги в середине XIX века, третьей железной дороги по счету в Российской империи, в значительной степени способствовало развитию экономики столицы Верхневолжья, появлению новых промышленных предприятий, формированию внешнего облика города. Тверь, четвертый город в мире после Версаля, Рима и Петербурга, был отстроен по регулярному плану.


В 1853 году учреждено пароходное общество "Самолет", одно из трех крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге, осуществлявшее сообщение между Тверью и Астраханью по р. Волге, между Нижним Новгородом и Рязанью по р. Оке, р. Каме до Перми и по р. Шексне. В 1853 году заложена Рождественская мануфактура (впоследствии - фабрика им. А.П. Вагжанова). 1 мая 1859 года император Александр II утвердил устав "Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий" (Морозовская мануфактура). В конце 1870-х годов на Рождественской мануфактуре трудилось более 8 тысяч человек, а Морозовская мануфактура стала одной из крупнейших в России.


11 апреля 1897 года утвержден устав "французского завода" (сейчас - Тверской вагоностроительный завод), который в декабре 1898 года приступил к выпуску вагонов. В конце XIX века на предприятиях Твери работали более 17,5 тыс. человек.


XX век принес не только технические новшества, но и множество исторических переименований. 20 ноября 1931 года город был переименован в Калинин, и только 17 июля 1990 года ему вернули историческое название - Тверь.


28 августа 1901 года в Твери был пущен электрический трамвай, началось освещение улиц, в 1904 году открылся кинематограф, в 1910 году в Тверь впервые прилетел самолет. Во время первой мировой войны в Тверь был эвакуирован из Риги Русско-Балтийский вагоностроительный завод. Впоследствии он был объединен с местным Верхневолжским заводом железнодорожных материалов. 26 октября 1918 года завод был национализирован советской властью и переименован в Тверской вагоностроительный завод.


В 1916 году М.А. Бонч-Бруевич изготовил в Твери первую отечественную радиолампу.


Город Тверь является первым областным центром, который 16 декабря 1941 года был освобожден от немецких оккупантов. После Великой Отечественной войны, в 1950-х годах в городе были построены драматический театр, Дворец культуры, библиотека имени М. Горького, второй мост через Волгу. В качестве пролетов этого моста использовались разобранные элементы моста лейтенанта Шмидта из Ленинграда.


Во второй половине XX века в Калинине были открыты завод электроаппаратуры, комбинат химического волокна "Химволокно", завод силикатного кирпича ("Тверской комбинат строительных материалов N 2"), полиграфический комбинат детской литературы, шелкоткацкая фабрика, мясокомбинат, фармацевтическая фабрика, завод стеклопластиков и стекловолокна и ряд других. Город Тверь стал не только крупным промышленным центром, но и важным транспортным узлом. В 1961 году были открыты речной порт, окружная автострада, соединившая автодороги на Москву, Ленинград, Ржев, Волоколамск.


4 февраля 1971 года город Тверь награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи в выполнении пятилетнего плана по развитию промышленного производства.


17 июля 1990 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу Твери возвращены его историческое имя и герб.