Действующий

О Стратегии социально-экономического развития города Твери до 2035 года (с изменениями на 12 февраля 2021 года)



Динамика оборота розничной торговли во всех каналах реализации по городу Твери за период 2010 - 2018 годов

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Оборот розничной торговли во всех каналах реализации, млн. рублей

77519,8

87603,3

99545,0

122964,4

142353,6

148618,1

154189,4

163261,9

171692,4

к предыдущему году в сопоставимых ценах, %

107,6

105,5

108,0

116,2

106,1

89,8

97,2

103,0

102,9

Оборот розничной торговли во всех каналах реализации в расчете на душу населения, тыс. руб./чел.

192,1

216,1

244,0

299,9

345,1

357,9

369,0

389,0

408,3


Сфера общественного питания города Твери включает в себя рестораны, кафе, закусочные, бары, предприятия общественного питания при учебных заведениях и по месту работы. Вместе с тем широкое распространение получает сетевой бизнес. На потребительском рынке функционируют крупные федеральные сетевые операторы рынка предприятий быстрого питания и региональные группы компаний. Ценовая и продуктовая дифференциация различных торговых сетей позволяет удовлетворять потребительский спрос всех слоев населения. Повышению конкурентоспособности рынка розничной торговли Твери и улучшению конъюнктуры потребительского рынка в целом способствовало стабильное развитие инфраструктуры торговли - на начало 2017 года общий объем торговых площадей города Твери увеличился на 86 тыс. кв. м и составил 402,3 тыс. кв. метров. Обеспеченность на 1000 жителей торговыми площадями в два раза превышает нормативы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754".


Анализ рынка услуг показывает, что Тверь является известным российским центром стоматологии. Тверской государственный медицинский университет - основной "поставщик" в России высококвалифицированных дантистов. Одновременно с этим значительным конкурентным преимуществом Твери является широкий спектр предлагаемых услуг в области косметологии и пластической хирургии.


Развитие потребительского рынка выступает стратегическим приоритетом, так как кроме весомого вклада в развитие экономического потенциала города Твери этот сектор обеспечивает наполнение бюджета города Твери, рабочие места для почти одной десятой части занятого в экономике населения и доступность потребительских товаров и услуг. Таким образом, целевым ориентиром развития сферы потребительского рынка выступает наращивание оборотов по всем каналам связи розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению как в абсолютном значении, так и на душу населения. Интенсивный путь развития подразумевает формирование единого торгового пространства, развивающегося в единой концепции и включающего все современные торговые форматы, в том числе электронную коммерцию.


Конкурентные преимущества Твери в настоящее время:


- обеспеченность торговыми площадями превышает норматив по Российской Федерации в 2 раза;


- наличие учреждений, осуществляющих начальную и профессиональную подготовку работников сферы общественного питания и торговли;


- развитие сервисных технологий в сегменте общественного питания;


- диверсификация бизнеса бытовых услуг;


- уникальное место Твери на рынке отдельных услуг (стоматология, косметология, пластическая хирургия).


Ключевые вызовы и риски:


- отсутствие механизмов регулирования потребительской сферы на долгосрочную перспективу;


- недостаточно развита складская и логистическая инфраструктура;


- недостаточно развита инфраструктура сферы потребительского рынка в части современного дизайна и благоустройства прилегающих территорий, отсутствие парковок и велопарковок;