Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации, млн. рублей | 77519,8 | 87603,3 | 99545,0 | 122964,4 | 142353,6 | 148618,1 | 154189,4 | 163261,9 | 171692,4 |
к предыдущему году в сопоставимых ценах, % | 107,6 | 105,5 | 108,0 | 116,2 | 106,1 | 89,8 | 97,2 | 103,0 | 102,9 |
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации в расчете на душу населения, тыс. руб./чел. | 192,1 | 216,1 | 244,0 | 299,9 | 345,1 | 357,9 | 369,0 | 389,0 | 408,3 |
Сфера общественного питания города Твери включает в себя рестораны, кафе, закусочные, бары, предприятия общественного питания при учебных заведениях и по месту работы. Вместе с тем широкое распространение получает сетевой бизнес. На потребительском рынке функционируют крупные федеральные сетевые операторы рынка предприятий быстрого питания и региональные группы компаний. Ценовая и продуктовая дифференциация различных торговых сетей позволяет удовлетворять потребительский спрос всех слоев населения. Повышению конкурентоспособности рынка розничной торговли Твери и улучшению конъюнктуры потребительского рынка в целом способствовало стабильное развитие инфраструктуры торговли - на начало 2017 года общий объем торговых площадей города Твери увеличился на 86 тыс. кв. м и составил 402,3 тыс. кв. метров. Обеспеченность на 1000 жителей торговыми площадями в два раза превышает нормативы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754".
Анализ рынка услуг показывает, что Тверь является известным российским центром стоматологии. Тверской государственный медицинский университет - основной "поставщик" в России высококвалифицированных дантистов. Одновременно с этим значительным конкурентным преимуществом Твери является широкий спектр предлагаемых услуг в области косметологии и пластической хирургии.
Развитие потребительского рынка выступает стратегическим приоритетом, так как кроме весомого вклада в развитие экономического потенциала города Твери этот сектор обеспечивает наполнение бюджета города Твери, рабочие места для почти одной десятой части занятого в экономике населения и доступность потребительских товаров и услуг. Таким образом, целевым ориентиром развития сферы потребительского рынка выступает наращивание оборотов по всем каналам связи розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению как в абсолютном значении, так и на душу населения. Интенсивный путь развития подразумевает формирование единого торгового пространства, развивающегося в единой концепции и включающего все современные торговые форматы, в том числе электронную коммерцию.
Конкурентные преимущества Твери в настоящее время:
- обеспеченность торговыми площадями превышает норматив по Российской Федерации в 2 раза;
- наличие учреждений, осуществляющих начальную и профессиональную подготовку работников сферы общественного питания и торговли;
- развитие сервисных технологий в сегменте общественного питания;
- диверсификация бизнеса бытовых услуг;
- уникальное место Твери на рынке отдельных услуг (стоматология, косметология, пластическая хирургия).
Ключевые вызовы и риски:
- отсутствие механизмов регулирования потребительской сферы на долгосрочную перспективу;
- недостаточно развита складская и логистическая инфраструктура;
- недостаточно развита инфраструктура сферы потребительского рынка в части современного дизайна и благоустройства прилегающих территорий, отсутствие парковок и велопарковок;