Динамика товарооборота предприятий розничной торговли
Наименование показателей | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 10 месяцев 2019 года |
Товарооборот всего, млрд руб. | 133,0 | 150,2 | 165,5 | 174,3 | 167,3 | 166,8 | 173,4 | 147,88 |
В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | 109,0 | 107,7 | 103,9 | 90,1 | 90,4 | 97,4 | 101,5 | 100,0 |
Справочно: по Российской Федерации | 106,3 | 103,9 | 102,7 | 90,0 | 95,4 | 101,3 | 102,8 |
В 2016 - 2017 годах наблюдалось снижение объемов товарооборота, что связано с ухудшением общей геополитической, а также финансово-экономической ситуации, которая усугубилась целым рядом обстоятельств. Среди них в первую очередь следует отметить резкое колебание курса рубля, введение экономических санкций по широкому спектру продовольственных товаров и другие факторы. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и увеличение склонности населения к сбережениям.
С 2018 года наметилась тенденция роста товарооборота предприятий розничной торговли (101,5% к уровню 2017 года). Оборот розничной торговли за 10 месяцев 2019 года оставил 147,88 млрд рублей, что составляет 100% к уровню 2018 года.
За 10 месяцев 2019 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 39,1%, непродовольственных товаров - 60,9% (в январе - октябре 2018 года - 38,3 и 61,7% соответственно).
В январе - октябре 2019 года оборот розничной торговли на 95,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 4,6% (в январе - октябре 2018 года - соответственно 95,7 и 4,3%).
Мероприятия Программы направлены на обеспечение более высоких и устойчивых темпов роста розничного товарооборота.
Росту объемов товарооборота способствует развитие торговой инфраструктуры. Проведенный анализ показывает, что торговая инфраструктура в последние годы претерпела серьезные изменения: произошло сокращение организованных рынков, укрупнились розничные торговые предприятия, обострилась конкуренция между крупными торговыми сетями.
Количество торговых объектов по состоянию на 01.11.2019 по сравнению с соответствующим периодом 2018 года возросло на 2,3% и составило 6712 единиц. Соответственно, вырос региональный показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей до 681 кв. м (при нормативе 628 кв. м).