Срок | Средневзвешенная ставка на 01.01.2016 (%) | Удельный вес в объеме рыночного долга (%) | Средневзвешенная ставка на 01.01.2017 (%) | Удельный вес в объеме рыночного долга (%) | Средневзвешенная ставка на 01.01.2018 (%) | Удельный вес в объеме рыночного долга (%) | Средневзвешенная ставка на 01.01.2019 (%) | Удельный вес в объеме рыночного долга (%) |
менее 1 года | 0,00 | 0,0 | 0,00 | 0,0 | 0,00 | 0,0 | 0,00 | 0,0 |
1 год | 13,24 | 31,5 | 11,39 | 7,4 | 0,00 | 0,0 | 7,00 | 6,5 |
2 года | 12,83 | 45,1 | 13,04 | 31,5 | 8,99 | 28,5 | 8,25 | 0,6 |
3 года | 9,69 | 13,4 | 11,23 | 51,0 | 8,99 | 71,5 | 8,20 | 46,5 |
4 года | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 8,50 | 28,4 |
5 лет | 11,80 | 10,0 | 11,80 | 10,1 | 0,00 | 0,0 | 8,32 | 18,0 |
Итого | 12,46 | 100,0 | 11,76 | 100,0 | 8,99 | 100,0 | 8,22 | 100,0 |
Одной из важнейших задач, стоящих перед министерством финансов Астраханской области в 2019 году и на перспективу до 2025 года, является удержание средневзвешенной процентной ставки по рыночным долговым обязательствам ниже уровня ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на 1 процент.
Бюджетные кредиты, предоставленные в 2015 - 2017 годах из федерального бюджета на замещение рыночных обязательств, а также их реструктуризация на 7 лет (до 2024 года) способствовали снижению уровня рыночной долговой нагрузки по итогам 2018 года до уровня 65,2% от собственных доходов регионального бюджета, что привело к сокращению расходов на обслуживание долговых обязательств, распределению долговой нагрузки на бюджет Астраханской области на более длительный период.
Экономия расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области.
В целях экономии применялись следующие механизмы:
- использование краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджета Астраханской области. Экономия составила за 2015 год 16,3 млн рублей, за 2016 год - 68,3 млн рублей, за 2017 год - 26,9 млн рублей, за 2018 год - 40,7 млн рублей;
- замещение рыночных обязательств бюджетным кредитом из федерального бюджета. Расходы на обслуживание государственного долга Астраханской области сокращены за 2015 год на 158,6 млн рублей, за 2016 год - на 255,8 млн рублей, за 2017 год - на 83,6 млн рублей, за 2018 год - на 1065 млн руб.;
- снижение кредиторами действующих процентных ставок по кредитным договорам, которое привело к сокращению расходов бюджета Астраханской области за 2015 год на 47,9 млн рублей, за 2016 год - на 66,2 млн рублей, за 2017 год - на 59,7 млн рублей, за 2018 год - на 35,6 млн рублей.
Вместе с тем работа по улучшению кассовой дисциплины среди главных распорядителей бюджетных средств (сокращение остатков денежных средств на лицевых счетах, требование от главных распорядителей бюджетных средств подачи заявок только для обеспечения минимально необходимого уровня финансирования расходов), а также рост собственных доходов бюджета Астраханской области позволили начиная с 2017 года активно использовать временно свободные денежные остатки на счетах бюджета Астраханской области (механизм "внутреннего кредитования") для погашения государственного долга Астраханской области.
Рациональное управление денежными средствами позволило добиться бюджетного эффекта от указанного мероприятия за 2017 год в объеме 254 млн рублей, за 2018 год - 308,7 млн рублей.
Высокая волатильность финансовых рынков значительно усложнила привлечение заемных средств в бюджет Астраханской области и в бюджеты муниципальных образований и увеличила расходы на их обслуживание (в связи с удорожанием заемных средств) в 2016 году. Начиная с 2017 года бюджету Астраханской области удалось значительно снизить расходы на обслуживание долговых обязательств.
Темпы роста расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области по сравнению с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, в 2016 году средние, начиная с 2017 года снижение уровня ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, а также сокращение объема рыночных долговых обязательств бюджета Астраханской области в 2017 - 2018 годах на 7294,9 млн рублей позволили переломить негативную тенденцию и снизить расходы на обслуживание долговых обязательств (таблица 26).