Информация о прохождении педагогическими работниками организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам, повышения квалификации в разрезе по годам начиная с 2015 года (% от общего числа)
год | Общее количество | Количество пед. работников, прошедших ПК | % от общего числа |
2015 | 26 794 | 13 879 | 51,8 |
2016 | 27 000 | 12 316 | 45,6 |
2017 | 29 021 | 14 040 | 48,4 |
2018 | 31 641 | 12 335 | 38,9 |
2019 на 1 июня | 31 641 | 5 409 | 17,1 |
Анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет также вычленить ряд проблем, дефицитов и противоречий:
между необходимостью обеспечить персонифицированное повышение квалификации педагога с использованием современных форм и технологий (сетевое повышение, цифровые технологии и др.) и неразработанностью механизмов и норматива финансирования повышения квалификации по индивидуальному образовательному маршруту по сетевой программе дополнительного профессионального образования;
между необходимостью создания условий для приобретения и повышения человеком профессиональных и надпрофессиональных компетенций в течение всей жизни и отсутствием надлежащих подходов в системе методической работы в межкурсовой период;
между достаточно высокой долей педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями по результатам аттестации и недостаточно качественными результатами государственной итоговой аттестации обучающихся республики в форме ЕГЭ по сравнению с общероссийскими показателями;
между необходимостью кардинального улучшения качества работы педагогических кадров, непрерывного профессионального роста педагогов и отсутствием независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций и специалистов;
между необходимостью трансформации аттестации педагогов в реальный механизм профессионального роста и отсутствием новых должностей педагогических работников, отражающих их профессиональные успехи и обеспечивающих переход к горизонтальной системе карьерного роста;
между необходимостью достижения планируемых в ФГОС результатов и несформированностью у педагогов необходимых навыков организации образовательного процесса на деятельностном подходе; отсутствием критериев оценки качества образования на деятельностной основе.
Для разрешения этих дефицитов и противоречий необходимо изменить подходы к системе подготовки и повышения квалификации управленческого и педагогического корпуса, осуществить разработку новых программ повышения квалификации, соответствующих требованиям профессионального стандарта, модернизировать системы методических служб, интегрировать системы повышения квалификации и аттестации педагогов.
На решение этих задач направлена подпрограмма N 7 "Учительский рост", включающая основные направления регионального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
В связи с внедрением профессионального стандарта педагога, введением Национальной системы учительского роста обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, отвечающей на персональные запросы педагогов и школ. Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает разработку новых программ повышения квалификации, соответствующих требованиям профессионального стандарта, модернизацию системы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с определением целевого видения до 2050 года, одним из важных направлений развития системы образования является создание условий для развития и укрепления потенциала педагогических работников, преподавателей; формирование "портфеля компетенций" по информационным коммуникациям.
Необходима концентрация усилий для обеспечения условий развития кадрового потенциала региональной системы образования, которая осуществляется на комплексной основе, объединяющей новые подходы к организации работы с руководителями и с педагогами образовательных организаций.
Особое внимание уделяется созданию в Республике Саха (Якутия) новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.