Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года" (с изменениями на 30 июля 2021 года)



Раздел 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Во всех муниципальных районах (городских округах) республики функционируют муниципальные системы дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей, которые на основе имеющихся практик обеспечивают реализацию дошкольных, общеобразовательных, дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей.


Наблюдается рост количества муниципальных районов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической и естественно-научной направленностей, соответствующих интересам детей и их родителей, муниципальным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития республики.


Муниципальные образования Республики Саха (Якутия) как участники реализации подпрограммы "Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)" и подпрограммы "Укрепление материально-технической базы организаций образования" (далее - подпрограмма 9, подпрограмма 10 соответственно) осуществляют строительство и приобретение объектов образования, реконструкцию и капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций с использованием субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предоставляемых местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки для создания новых, а также дополнительных мест, создания комфортных условий в общеобразовательных организациях и иных образовательных организациях, реализующих образовательные программы.


Субсидии могут быть предоставлены муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, а также целевых индикаторов, соответствующих подпрограмме 9 и подпрограмме 10.


Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом по предоставлению субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта, возврата в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретению (выкупу) помещений, аренде зданий и помещений, в том числе оснащению новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.


Министерство строительства Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом по предоставлению субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству зданий и пристроев к зданиям общеобразовательных организаций, реконструкции и приобретению зданий и сооружений.


Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия подпрограммы 9, подпрограммы 10 с соблюдением установленных сроков, ответственны за исполнение задач подпрограммы 9, подпрограммы 10. Представляют отчеты о реализации подпрограммы 9, подпрограммы 10 ответственному исполнителю в установленные сроки. Осуществляют контроль за качеством строящихся (приобретаемых, реконструируемых) объектов в пределах своих полномочий, за проведение работ по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций. Обеспечивают своевременное финансирование строящихся (приобретаемых, реконструируемых) объектов, подготовку земельных участков под строительство с полным обеспечением инженерной инфраструктурой, а также финансирование работ по капитальному ремонту общеобразовательных организаций.


Взаимодействие по реализации мероприятий подпрограммы 9, подпрограммы 10 осуществляется путем заключения соглашения между уполномоченным исполнителем подпрограммы 9, подпрограммы 10 и органами местного самоуправления, исполнение (неисполнение, ненадлежащее исполнение) обязательств по которому регулируется действующим законодательством.


Выделяются следующие системные проблемы:


в 5 (13,8%) муниципальных районах сформирована эффективная система взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающая в себя муниципальные опорные центры дополнительного образования детей, и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;


в 2017 году в 27 муниципальных районах начато внедрение современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития системы дополнительного образования детей, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности муниципального района (городского округа), с использованием механизмов независимой оценки. Фактически в этом направлении результат достигается лишь в г. Якутске;


в 2019 году определены 20 (55,5%) опорных центров Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), выполняющих функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в муниципальной системе дополнительного образования детей, обеспечивающих согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной);


в муниципальных районах практически отсутствуют общедоступные навигаторы, позволяющие семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации), обеспечивающие возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка;


слабо обновляется инфраструктура, оборудование и средства обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательным программам детей, в том числе из северных, арктических районов. Можно отметить только 9 (25%) муниципальных районов, в которых работа в указанном направлении системно проводится (Горный, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Усть-Алданский, Амгинский, Сунтарский, Хангаласский, Нюрбинский улусы (районы) и г. Якутск);