Количество вакансий в образовательных организациях
Районы | Учебный год | |||||||||
2010 - 2011 | 2011 - 2012 | 2012 - 2013 | 2013 - 2014 | 2014 - 2015 | 2015 - 2016 | 2016 - 2017 | 2017 - 2018 | 2018 - 2019 | 2019 - 2020 | |
Северные и арктические районы | 148 | 180 | 283 | 289 | 254 | 248 | 266 | 278 | 224 | 263 |
Вилюйская группа улусов | 76 | 82 | 112 | 213 | 122 | 132 | 172 | 144 | 174 | 159 |
Центральная группа улусов | 174 | 206 | 217 | 297 | 180 | 156 | 205 | 200 | 176 | 167 |
Промышленная группа | 61 | 95 | 144 | 171 | 171 | 145 | 150 | 159 | 178 | 173 |
ГО "город Якутск" | 123 | 133 | 134 | 174 | 147 | 148 | 114 | 75 | 54 | 98 |
Недостаток специалистов особенно испытывают малокомплектные школы в отдаленных и арктических районах, что объясняется низкой нагрузкой по предмету, удаленностью населенных пунктов от центра, слабой инфраструктурой сел, сложной транспортной схемой.
В республике в рамках государственной программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и плановый период до 2026 года" действует ряд целевых подпрограмм, направленных на совершенствование, обновление и развитие кадрового потенциала системы образования:
мероприятие "О мерах по обеспечению жильем педагогических работников общеобразовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах арктических и северных улусов, и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов" основного мероприятия "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы", согласно которой учителя, отработавшие 5 лет в сельских школах Арктики и Севера, получают социальные выплаты в размере более 1 млн. 600 тыс. руб. на приобретение жилья;
подпрограмма "Учительский рост", ключевой задачей которой является обеспечение условий для развития кадрового потенциала с учетом новых подходов к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников;
проект "Учитель Арктики", направленный на повышение доступности качественного образования для обучающихся труднодоступных мест региона, закрепление и профессиональный рост педагогов, работающих в арктических и северных районах республики.
Вместе с тем сегодня в обеспечении системы образования педагогическими кадрами остаются нерешенными следующие проблемы:
снижение доли выпускников, трудоустраивающихся по специальности;
низкая доля молодых педагогов в образовательных организациях;
преобладание доли педагогов пенсионного возраста;
недостаток специалистов (в том числе смежных дисциплин) в малокомплектных школах, а также в школах отдаленных и арктических районов.
Результаты международных и российских исследований показывают, что, несмотря на положительные тенденции, качество обученности школьников в республике остается ниже среднероссийских показателей.
Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего общего образования, показывают, что средний балл выпускников школ республики ниже среднероссийского по всем предметам ЕГЭ.
В республике немало образовательных организаций, стойко демонстрирующих высокие результаты по комплексу учебных показателей, но имеются и устойчиво неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие своего отставания, что обусловлено рядом проблем. Нерешенными являются проблемы создания региональной инфраструктуры, разработки механизмов взаимодействия всех служб для обеспечения лучшего результата, повышения квалификации учителей-предметников, управленческих команд школ.