Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" (с изменениями на 1 июля 2021 года)



1.1. Малое и среднее предпринимательство


Малое и среднее предпринимательство в Республике Саха (Якутия) приобретает все большее значение в экономике, становится одним из важных факторов социальной и политической стабильности, стратегическим ресурсом развития региона.


По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы по итогам 2018 года в республике действуют 39 423 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 27 954 индивидуальных предпринимателя, которые обеспечивают 13,44% занятых в экономике республики, 15,35% общего оборота предприятий в Республике Саха (Якутия), 45,01% объема платных услуг в Республике Саха (Якутия).


За 2017 - 2018 годы создано 6 036 субъектов малого и среднего предпринимательства. Оборот малых и средних предприятий в республике увеличился на 15,22% по сравнению с показателем 2017 года. В 2018 году наблюдалось сокращение субъектов малого и среднего предпринимательства на 920 единиц.


В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с определением целевого видения до 2050 года (далее - Стратегия) главными задачами развития малого и среднего предпринимательства в республике являются выравнивание условий работы бизнеса и дополнительная поддержка выхода компаний на корпоративные и внешние рынки, которое обеспечит занятость населения и устойчивый рост реальных доходов граждан республики.


Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2032 году определены: численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей - 138 тыс. человек (рост в 1,5 раза к 2018 году), вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП - 21% (рост на 1,4%).


Малое и среднее предпринимательство как межотраслевой сектор экономики способно эффективно использовать свои ресурсы, обеспечивать новые рабочие места и качественно влиять на уровень жизни населения, способствовать формированию рыночной инфраструктуры и вести поиск принципиально новых инновационных способов развития.


Производимая в республике продукция в настоящий момент является неконкурентоспособной по основным позициям на национальном рынке сбыта и ограниченно конкурентоспособной на глобальных рынках сбыта.


Кроме макроэкономических показателей, влияющих на потенциал развития предпринимательства в республике, к существующим ограничениям необходимо отнести:


низкую внутреннюю транспортную доступность, зависимость от сезонного фактора, которые во многих районах осложнены труднодоступностью и отдаленностью наслегов;


высокую степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;


недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;


недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;


административные барьеры;


тарифную политику естественных монополий и т.д.