(с изменениями на 13 сентября 2022 года)
(в ред. распоряжения Правительства РС(Я) от 13.09.2022 N 875-р)
В целях реализации задачи регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" ("Старшее поколение") национального проекта "Демография":
1. Утвердить прилагаемую региональную программу по увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения в Республике Саха (Якутия) "Вместе к активному долголетию 55+".
2. Определить курирующими министерствами региональной программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
3. Ответственным исполнителям обеспечить реализацию плана мероприятий региональной программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обеспечить исполнение плана мероприятий региональной программы.
5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.СОЛОДОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПЕРИОДА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) "ВМЕСТЕ К АКТИВНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ 55+"
(в ред. распоряжения Правительства РС(Я) от 13.09.2022 N 875-р)
Всемирной организацией здравоохранения под активным долголетием подразумевается процесс обеспечения качества жизни граждан по мере старения населения через оптимизацию возможностей для поддержания здоровья, безопасности среды обитания и участия человека в жизни общества (ВОЗ, 2002).
В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации нет унифицированной терминологии, касающейся граждан старшего поколения. Общим признаком для данной группы населения является возрастной ценз, за основу которого можно взять возрастную периодизацию Всемирной организации здравоохранения и Организации Объединенных Наций: пожилой возраст 60 - 74 года, старческий возраст 75 - 90 лет, долголетие - старше 90 лет.
Согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся:
граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
граждане с 65 лет до 80 лет - это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;
граждане старше 80 лет - это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
В своем Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент страны Владимир Путин сказал: "Сегодня мы обязаны поставить перед собой цель принципиально нового уровня: к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран "80+", где продолжительность жизни превышает 80 лет. Это такие страны как Япония, Франция, Германия". В майском указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" была поставлена задача - к 2030 году увеличить ожидаемую продолжительность жизни в Российской Федерации до 80 лет.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена задача обеспечить к 2024 году увеличение продолжительности здоровой жизни до 67 лет.
Приказом Росстата от 25 февраля 2019 г. N 95 утверждена методика расчета показателя "ожидаемая продолжительность здоровой жизни (лет)".
Росстатом осуществлен расчет данного показателя на период 2019 - 2024 г.г. по Российской Федерации в целом и в разрезе субъектов Российской Федерации.
Значения показателя за 2019 год рассчитаны на основе итогов выборочного федерального статистического наблюдения состояния здоровья населения, проведенного в рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" и осуществлена прогнозная оценка значений показателя на период 2020 - 2024 г.г.
В соответствии с данным показателем ожидаемая продолжительность жизни в Республике Саха (Якутия) за 2019 - 2024 г.г. составляет:
Прогноз | ||||||
Годы | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Республика Саха (Якутия) | 58,6 | 59,7 | 60,8 | 62,0 | 63,2 | 64,4 |
Учитывая данные факты, особую актуальность на сегодняшний день приобретают социальные программы и проекты, направленные на повышение качества жизни пожилых людей и продления их активного долголетия.
По состоянию на начало 2019 года (с учетом окончательных итогов ВПН 2010 г.) численность всего населения республики составляет 967,0 тыс. человек (на начало 2016 г. - 959,7 тыс. чел.). В сравнении с 2016 годом численность населения увеличилась на 7,3 тыс. человек вследствие увеличения численности во всех группах населения.
Наименование | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | РФ 2018 г. |
Численность населения (тыс.) | 962,8 | 964,3 | 966,9 | 146804,4 |
В том числе: городское население (тыс.) сельское население (тыс.) | 630,5 332,3 | 632,8 331,5 | 637,4 329,5 | |
В том числе детей: | 223,9 | 226,4 | 226,9 | 25548,7 |
удельный вес, в % | 23,3 | 23,5 | 23,5 | 17,4 |
подростков | 37 | 36,6 | 37,4 | 4025,3 |
удельный вес, в % | 3,9 | 3,8 | 3,9 | 2,7 |
взрослых | 698,7 | 699,8 | 700,1 | 114450 |
удельный вес, в % | 72,8 | 72,7 | 72,6 | 78,0 |
женское население | 494 | 495,7 | 496,5 | 78760,1 |
удельный вес, в % | 51,5 | 51,5 | 51,5 | 53,6 |
женщины фертильного возраста | 242,3 | 240,3 | 238,9 | 35262,8 |
удельный вес, в % | 49,0 | 48,5 | 48,1 | 44,8 |
население моложе трудоспособного | 236,7 | 238,7 | 239,8 | 26894,8 |
удельный вес, в % | 24,7 | 24,8 | 24,9 | 18,3 |
трудоспособное население | 571,8 | 566,1 | 560,3 | 83224,4 |
удельный вес, в % | 59,6 | 58,8 | 58,1 | 56,7 |
старше трудоспособного возраста | 151,2 | 158 | 164,3 | 36685,1 |
удельный вес, в % | 15,8 | 16,4 | 17,0 | 25,0 |
Контингенты | Республика Саха (Якутия) | ДФО | РФ | |||||
Население (тыс. человек) | Удельный вес, % | Удельный вес, % | ||||||
На 01.01.2016 | На 01.01.2017 | На 01.01.2018 | На 01.01.2016 | На 01.01.2017 | На 01.01.2018 | На 01.01.2018 | ||
Численность постоянного населения (тыс. чел.) | 959,7 | 962,8 | 964,3 | 100 | 100 | 100 | 6165,3 | 146880,4 |
Дети (0 - 14 лет) | 223,9 | 226,4 | 226,9 | 23,3 | 23,5 | 23,5 | 18,7 | 17,6 |
Подростки (15 - 17 лет) | 37,0 | 36,6 | 37,4 | 3,9 | 3,8 | 3,9 | 3,0 | 2,8 |
Взрослые (18 лет и старше) | 698,7 | 699,8 | 700,1 | 72,8 | 72,7 | 72,6 | 78,2 | 79,6 |
Трудоспособное население (жен. 16 - 54 вкл., муж. 16 - 59 вкл.) | 571,8 | 566,1 | 560,3 | 59,6 | 58,8 | 58,1 | 57,8 | 56,0 |
лица старше трудоспособного возраста (жен. 55 и старше, муж. 60 и старше) | 151,2 | 158,0 | 164,3 | 15,8 | 16,4 | 17,0 | 22,4 | 25,4 |
лица 60 лет и старше | 120,0 | 126,4 | 128,2 | 12,5 | 13,1 | 13,3 | 18,6 | 21,3 |
лица 65 лет и старше | 71,7 | 71,6 | 76,1 | 7,5 | 7,4 | 7,9 | 12,4 | 14,6 |
женщины фертильного возраста | 242,3 | 240,3 | 238,9 | 25,2 | 25,0 | 24,8 | 24,0 | 23,8 |
В Республике Саха (Якутия) доля граждан старше трудоспособного возраста возрастает на фоне снижения общей численности граждан трудоспособного возраста с 15,8% до 17,0%. Доля лиц старше трудоспособного возраста в Республике Саха (Якутия) (17,0%) ниже среднероссийского показателя (25,0%).
Показатели | Ед. измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | ДФО 2018 г. | РФ 2018 г. |
Естественный прирост | на 1000 насел. | 7,6 | 6,4 | 5,9 | -0,1 | -1,6 |
Рождаемость | на 1000 насел. | 16,0 | 14,5 | 13,7 | 11,9 | 10,9 |
Общая смертность населения | на 1000 насел. | 8,4 | 8,1 | 7,8 | 12,0 | 12,5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении населения Республики Саха (Якутия) сильно не отличается от российских показателей. Вместе с тем при сравнительном анализе показатели продолжительности жизни при рождении в ДВФО ниже российских показателей и у мужчин, и у женщин.