Городской пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры г. Улан-Удэ. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием улучшения уровня жизни населения и роста экономики города.
Основной целью развития транспорта и транспортной инфраструктуры является обеспечение свободного перемещения на территории г. Улан-Удэ, повышение безопасности и качества транспортного обслуживания населения, достижение рентабельности перевозок.
Ежегодно городским пассажирским транспортом перевозится свыше 75 млн. человек. Услугами пассажирского транспорта пользуется 2/3 населения города. Ежедневно на городских маршрутах работают порядка 1300 единиц пассажирского транспорта, в том числе 150 автобусов большой и средней вместимости, 1200 автобусов малой вместимости и 40 трамвайных вагонов. Обслуживание населения осуществляется по 42 регулярным автобусным маршрутам, 14 автобусным маршрутам садово-дачного направления и 4 трамвайным маршрутам. Протяженность трамвайных путей составляет 55,7 км (маршрутная трамвайная сеть - 91,6 км), общая протяженность автобусных маршрутов - более 1200 км.
Каркасом транспортной системы любого крупного города является пассажирский транспорт большой провозной способности. Для г. Улан-Удэ - это трамвай и автобусы большого (10 - 16 м) и среднего (7,5 - 10 м) класса. В настоящее время на долю муниципальных предприятий приходится 21% в общем объеме пассажирских перевозок, в т.ч. МУП "Управление трамвая" - 16,8%, МУП "Городские маршруты" - 4,2%.
Перевозка пассажиров городским электрическим транспортом осуществляется МУП "Управление трамвая" по 4 муниципальным трамвайным маршрутам регулярных перевозок, в среднем ежегодно перевозится до 14,0 млн. человек. Перевозку пассажиров муниципальным автомобильным пассажирским транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Городские маршруты". В среднем муниципальными автобусами ежегодно на городских маршрутах перевозится до 2,8 млн. человек.
Муниципальные транспортные предприятия предоставляют транспортные услуги населению по регулируемому органами местного самоуправления тарифу. Применение государственного регулирования тарифов предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты организаций и необходимость возмещения понесенных организациями экономических потерь.
Основными проблемами муниципальных транспортных предприятий остаются: сокращение за последние годы парка муниципального пассажирского транспорта, использование подвижного состава с высокой степенью износа, отсутствие полной компенсации на покрытие межтарифной разницы при регулировании тарифа. В целом остро стоит проблема привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств.
В связи с высоким уровнем автомобилизации основными проблемами остаются: снижение скоростей сообщения, возникновение транспортных "заторов", аварийность на автомобильном транспорте.
Основная масса ДТП происходит из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В 2018 году на дорогах г. Улан-Удэ по вине данной категории участников дорожного движения зарегистрировано 90% учетных ДТП. В местах пешеходных переходов необходимо комплексное использование дорожных ограждений, знаков, дорожной разметки, светофорных объектов.
К настоящему времени на улично-дорожной сети города установлено 76 пешеходно-транспортных светофорных объектов. С увеличением количества светофорных объектов, необходимостью повышения скорости управления светофорными объектами в зависимости от дорожной обстановки, а также необходимостью применения координированного управления, в т.ч. "зеленой волны", возникла потребность в модернизации АСУДД.
В настоящее время в городе остро стоит проблема парковок. Вследствие дефицита парковочных мест отмечается беспорядочная стоянка автомобилей на проезжей части, тротуарах, что способствует образованию заторов, значительному росту аварийности, снижению скорости сообщения, увеличению транспортных задержек. В 2019 - 2020 гг. в центральной части города и прилегающих районах планируется организация и упорядочивание расположения парковочных мест на проезжей части при помощи дорожных знаков и дорожной разметки (разработка схем организации дорожного движения на парковках, нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков для обозначения порядка постановки транспортных средств на парковку, разрешение парковки на правой стороне проезжей части, где это не ухудшит условия движения, запрещение парковки в опасных местах).
В связи с ростом количества автомобилей в городе Улан-Удэ при ограниченных возможностях по увеличению емкости парковочного пространства в зонах притяжения (прежде всего, в центре города) требуется также усиление контроля за соблюдением требований ПДД в части остановки и стоянки транспортных средств, развитие системы пассажирского транспорта.
В связи с вступившим в действие 30.12.2018 Федеральным законом от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с установленными требованиями. Одним из основных документов при этом является проект организации дорожного движения (ПОДД). Мероприятия заключаются в установке технических средств организации дорожного движения, предусмотренных в ПОДД (установка дорожных знаков, ИДН, дорожных ограждений, светофорных объектов, нанесение дорожной разметки). Данные мероприятия координируются Комитетом по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству, обеспечиваются Комитетом городского хозяйства по установке светофорных объектов и Комитетом по строительству в части других мероприятий.
Для повышения качества предоставляемых автотранспортных услуг и обеспечения эффективности использования подвижного состава требуется систематически исследовать пассажиропотоки как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Полученный в результате обследования пассажиропотока материал служит основанием для корректировки маршрутной сети, разработки мероприятий по улучшению обслуживания населения.