МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Для анализа глобальной конкурентоспособности региона применяется методика AV RegionsCompetitionIndex (AV RCI, индекс конкуренции региона).
Индекс конкурентоспособности региона - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территории конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.
Методика акцентирует внимание на необходимости приоритезации региональной политики России. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя "полюса роста", которые предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод сделан как на основании изучения вклада российских регионов в развитие отечественной экономики, так и на примере ряда зарубежных развитых и развивающихся экономик).
Индекс конкуренции региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции, т.е. оценивает индикаторы, отражающие результаты межрегиональной конкуренции.
Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции:
- Рынки сбыта (конкуренция за потребителя и рынок).
- Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти).
- Человеческий капитал (конкуренция за человека - трудовой ресурс и личность).
- Информация и технологии (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации).
- Природные ресурсы (является устойчивым - относительно неизменяемым - фактором развития, связанным с территорией).
- Финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции).
- Реальный капитал (конкуренция за размещение активов/производств; влияющие факторы - инфраструктура, сырье).
Понятие конкурентоспособности может быть определено в различных аспектах, в зависимости от решаемых задач. Конкурентоспособность субъекта - это способность территории производить продукцию и оказывать услуги, пользующиеся спросом на рынках, и привлекать необходимые ресурсы. Функционирование региональных экономик базируется на экономических ресурсах: сбытовых, институциональных, трудовых, научных (научно-технических, информационных знаний), природных и капитальных (в виде финансового и реального капитала). В совокупности эти экономические ресурсы образуют индекс конкуренции региона (RCI).
В качестве источника для формирования индекса конкуренции служат статистические показатели и результаты публичных исследований регионов. Периодичность обновления RCI определяется официальной публикацией ключевого объема статистической информации в разрезе регионов Госкомстатом ("Регионы России. Социально-экономические показатели" <4>).