В связи с переходом на новую систему тарифообразования в области обращения с ТКО, помимо Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (в ред. от 05.05.2017), утвердившего Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования), подписан Приказ ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;
д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
При этом ФАС России обращает внимание, что в связи с нововведениями в части изменения структуры затрат, учитываемых в тарифах, данные тарифы для собственников отходов могут вырасти. Например, в тарифе учитывается прибыль регулируемой организации в размере 5% текущих расходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, размер которой определяется с учетом ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913. В таблице 11.1 представлены ставки платы за 1 т загрязняющих веществ за 2016 - 2018 годы.
Таблица 11.1 - Ставки платы за 1 т загрязняющих веществ за 2016 - 2018 годы
Наименование загрязняющих веществ | Ставки платы за 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления), руб. | ||
2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности | |||
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) | 4452,4 | 4643,7 | 4643,7 |
Отходы II класса опасности (высокоопасные) | 1908,2 | 1990,2 | 1990,2 |
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) | 1272,3 | 1327 | 1327 |
Отходы IV класса опасности (малоопасные) | 635,9 | 663,2 | 663,2 |
Отходы V класса опасности (практически неопасные): | |||
добывающей промышленности | 1 | 1,1 | 1,1 |
перерабатывающей промышленности | 38,4 | 40,1 | 40,1 |
прочие | 16,6 | 17,3 | 17,3 |
Помимо этого, в тарифе учтены расходы на обезвреживание и (или) захоронение ТКО, если региональный оператор осуществляет эти операции самостоятельно, а также расходы на сбор и транспортирование отходов, сбытовые расходы, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, расходы на оказание комплексной услуги по обращению с ТКО для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения. Тариф регионального оператора и его валовая выручка не могут превышать стоимость услуг данного регионального оператора, определенную по результатам конкурсного отбора. В тариф не будут включены расходы на содержание контейнерных площадок. Согласно п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Если такие площадки не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то расходы на их содержание ложатся на собственников земельного участка. Также в соответствии с ч. 4 ст. 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию ТКО.
В Территориальной схеме рассчитывается прогнозный предельный тариф, исходя из данных, которые закреплены требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке Территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем". Таким образом считается максимальный, идеальный прогноз при котором обслуживается 100% населения, периодичность вывоза соответствует санитарным нормам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами": регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующему периоду регулирования представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифа. Т.е. обоснование фактического тарифа является обязанностью регионального оператора, который владеет полной информацией о текущей ситуации и затратам, которые он несет, в том числе по затратам, часть из которых может являться коммерческой тайной организации.