Структура установленной мощности электростанций Республики Дагестан на период 2018-2024 гг. "Оптимистичный" вариант
Наименование электростанции | Генерирующая компания | Установленная мощность электростанций на конец года, МВт | ||||||
2018 (отчет) | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
ТЭС | ||||||||
Махачкалинская ТЭЦ | ООО "Дагестанэнерго" | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 |
Всего ТЭС | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | |
ГЭС | ||||||||
Чиркейская ГЭС | Дагестанский филиал ПАО "РусГидро" | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1025,0 | 1050,0 |
Ирганайская ГЭС | 400,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | |
Миатлинская ГЭС | 220,0 | 220,0 | 220,0 | 220,0 | 220,0 | 220,0 | 220,0 | |
Каскад Чирюртских ГЭС | 81,0 | 81,0 | 81,0 | 81,0 | 81,0 | 81,0 | 81,0 | |
Чирюртская ГЭС-1 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | |
Чирюртская ГЭС-2 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | |
Гельбахская ГЭС | 44,0 | 44,0 | 44,0 | 44,0 | 44,0 | 44,0 | 44,0 | |
Гергебильская ГЭС | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | |
Гунибская ГЭС | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | |
Курушская МГЭС | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Ахтынская МГЭС | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | |
Магинская МГЭС | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | |
Амсарская МГЭС | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
Аракульская МГЭС | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | |
Агульская ГЭС | 0,6 | 0,6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Шиназская ГЭС | 1,3 | 1,3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Гоцатлинская ГЭС | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
Бавтугайская ГЭС | ООО "Энергостой ЛТД" | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Малые ГЭС в Докузпаринском и Ахтынском районах | ООО "Эко-энерджи" | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 74,7 |
Всего ГЭС, в т.ч.: | 1886,1 | 1886,1 | 1884,2 | 1884,2 | 1884,2 | 1884,2 | 1958,9 | |
Малые ГЭС | 8,3 | 8,3 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 81,1 | |
Электростанции, функционирующие на основе НВИЭ | ||||||||
СЭС | ООО "Эко-энерджи" | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,5 |
Всего НВИЭ | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,5 | |
Всего | 1904,1 | 1904,1 | 1902,2 | 1902,2 | 1902,2 | 1902,2 | 1976,9 |
Источник данных: данные энергокомпаний и Агентства по предпринимательству и инвестициям РД.
Согласно "оптимистичному" варианту развития, установленная мощность электростанций Республики Дагестан к концу 2024 г. увеличится на 3,82% к уровню 2018 г. (72,8 МВт) против аналогичного показателя "базового" варианта 0,0%. Структура установленной электрической мощности при этом незначительно отличается:
доля ГЭС к 2024 г. за счет ввода малых ГЭС увеличится в сравнении с аналогичным показателем "базового" года и составит 99,08%;
доля ТЭС к 2024 г. составит 0,91% от величины установленной мощности электростанций региона против 0,94% согласно "базовому" варианту;
доля электростанций, работающих на НВИЭ, согласно оптимистичному варианту, составит 0,08%.
Как было отмечено в предыдущих разделах настоящей схемы, Республика Дагестан является дефицитной как по мощности, так и по электроэнергии, при этом стоимость строительства современных источников когенерации весьма высока. В сложившейся сложной экономической ситуации строительство крупных источников когенерации нецелесообразно по целому ряду причин, важнейшими из которых можно отметить следующие: нестабильность курса рубля, что отражается на стоимости проведения работ по обслуживанию и ремонту современного когенерационного оборудования, и, как следствие, стоимости электроэнергии (мощности), а также высокую вероятность снижения уровня потребления электроэнергии и тепла за счет снижения темпов производства промышленных предприятий.
Этот вывод подтверждает и анализ схем теплоснабжения городов и городских поселений Республики Дагестан. Согласно материалам этих документов, для покрытия перспективной тепловой нагрузки потребителей планируется строительство источников некомбинированной выработки тепловой энергии (котельных), в то время как ввод объектов когенерации либо не предусмотрен, либо рассмотрен только в качестве альтернативного варианта, реализация которого в данных условиях социально-экономического развития страны носит маловероятный характер.
Среди таких альтернативных вариантов предусмотрено следующее:
схемой теплоснабжения городского округа "город Избербаш" на период до 2032 г. в связи с имеющимся дефицитом электрической энергии вместо предлагаемого ввода котельной тепловой мощностью 10 МВт (около 8,6 Гкал/ч), в качестве альтернативного варианта рассмотрена возможность реализации проекта создания мини-ТЭЦ тепловой мощностью 7,5 МВт (около 6,4 Гкал/ч). При этом прогнозируемая выдача электрической мощности на мини-ТЭЦ планируется на уровне 2,0 МВт и около 1,7 Гкал/ч (2,0 МВт) тепловой энергии для обеспечения потребителей горячим водоснабжением в течение года;
схемой теплоснабжения муниципального образования "город Хасавюрт" на период до 2029 г. в качестве альтернативных вариантов рассматривается возможность ввода к 2030 г. объектов когенерации (газопоршневая электростанция (газовый генератор) MWM TCG 2020 V20 электрической мощностью 2,0 МВт и тепловой мощностью около 1,7 Гкал/ч (2,0 МВт)) в двух микрорайонах - "Водник" и "Грозненский переулок".
Возможность реализации рассмотренных проектов по вводу комбинированных источников производства электрической и тепловой энергии позволила бы в значительной степени реализовать имеющийся в регионе потенциал развития когенерации.