В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.08.2018 N 208 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.01.2019 N 32 "О государственной программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике" следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы в области образования.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ
"Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30.01.2019 N 32
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
Наименование государственной программы | "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы | Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики |
Участники государственной программы | Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной политики в сфере развития образования". Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 3 "Развитие общего образования". Подпрограмма 4 "Развитие профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 5 "Развитие системы дополнительного образования детей в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 6 "Развитие воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 7 "Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 8 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 9 "Горячее питание школьников". Подпрограмма 10 "Безопасность образовательной организации". Подпрограмма 11 "Развитие науки в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 12 "Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 13 "Организация отдыха и оздоровления детей". Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе |
Цель государственной программы | Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение доступности получения качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста. 2. Обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики и энергосбережения в государственных образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики. 3. Создание необходимых условий для подготовки в организациях среднего профессионального образования квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 4. Обеспечение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики и энергосбережения в государственных образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики. 5. Создание дополнительных условий для воспитания социально-педагогической поддержки развития учащихся образовательных организаций республики нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России. 6. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. 7. Принятие мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике. 8. Создание условий, способствующих укреплению здоровья через увеличение охвата школьников горячим сбалансированным питанием в общеобразовательных организациях. 9. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций во время их трудовой и учебной деятельности. 10. Формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок. 11. Обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 12. Создание условий, способствующих укреплению здоровья через увеличение охвата детей летним оздоровительным отдыхом в загородных лагерях и организация работы пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей. 13. Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике" |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, (%): 2019 год - 95 2020 год - 95 2021 год - 96 2022 год - 96 2023 год - 97 2024 год - 97 2. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по индивидуальным образовательным программам, (%): 2019 год - 1 2020 год - 1 2021 год - 1,2 2022 год - 1,3 2023 год - 1,3 2024 год - 1,3 3. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся в возрасте 5-18 лет, (%): 2019 год - 70 2020 год - 71 2021 год - 72 2022 год - 73 2023 год - 74 2024 год - 74 4. Доля образовательных учреждений, обучающих по программам подготовки для потребностей новой экономики (IT, креативная экономика, высокотехнологичные производства), (%): 2019 год - 51 2020 год - 51,5 2021 год - 52 2022 год - 52,5 2023 год - 53 2024 год - 53 5. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, (%): 2019 год - 87 2020 год - 87,2 2021 год - 88 2022 год - 89 2023 год - 89 2024 год - 89 6. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся, (%): 2019 год - 83 2020 год - 84 2021 год - 86 2022 год - 88 2023 год - 90 2024 год - 90 7. Количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, (человек): 2019 год - 0 2020 год - 1 2021 год - 1 2022 год - 2 2023 год - 2 2024 год - 2 8. Отношение численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование к сумме численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование и численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования, (%): 2019 год - 95 2020 год - 100 2021 год - 100 2022 год - 100 2023 год - 100 2024 год - 100 9. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда, (%): 2019 год - 90 2020 год - 90 2021 год - 90 2022 год - 90 2023 год - 90 2024 год - 90. 10. Доля охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением от общей численности детей, (%): 2019 год - 20,5 2020 год - 20,5 2021 год - 21 2022 год - 21 2023 год - 22 2024 год - 23 11. Количество детей в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением, (человек): 2019 год - 10700 2020 год - 11500 2021 год - 11500 2022 год - 11700 2023 год - 11900 2024 год - 12000 |
Сроки реализации государственной программы | 01.01.2019 - 31.12.2024 |
Объем финансового обеспечения государственной программы | Объемы финансового обеспечения государственной программы - 31376125,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 6409169,5 тыс. рублей 2020 год - 6336480,3 тыс. рублей 2021 год - 6176232,8 тыс. рублей 2022 год - 6208144,0 тыс. рублей 2023 год - 4584071,2 тыс. рублей 2024 год - 699267,7 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 27635076,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 5442063,6 тыс. рублей 2020 год - 5334559,4 тыс. рублей 2021 год - 5308692,2 тыс. рублей 2022 год - 5303662,9 тыс. рублей 2023 год - 4584071,2 тыс. рублей 2024 год - 699267,7 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3741048,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 967105,9 тыс. рублей 2020 год - 1001920,9 тыс. рублей 2021 год - 867540,6 тыс. рублей 2022 год - 904481,1 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании - 97%. 2. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по индивидуальным образовательным программам - 1,3%. 3. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся в возрасте 5 - 18 лет - 74%. 4. Доля образовательных учреждений, обучающих по программам подготовки для потребностей новой экономики (IT, креативная экономика, высокотехнологичные производства) - 53%. 5. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - 89%. 6. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся - 90%. 7. Количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников - 2 человека. 8. Отношение численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование к сумме численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование и численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования - 100%. 9. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда - 90%. 10. Доля охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением от общей численности детей - 21%. 11. Количество детей в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением - 11500 человек |
Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р "О перечне государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".
По состоянию на 24.12.2018 в республике проживает 42,5 тыс. детей дошкольного возраста, в том числе 24124 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Система дошкольного образования в республике представляет собой многофункциональную сеть образовательных организаций, ориентированную на удовлетворение запросов в области дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в 2018 году оказывали 135 дошкольных образовательных организаций (в том числе 4 частных), 66 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах в формате "школа-детский сад", 104 класса предшкольной подготовки, 5 центров раннего развития ребенка, 1 семейная группа.
Всеми формами дошкольного образования было охвачено 23166 детей (54%), в том числе 20158 детей (84%) в возрасте от 3 до 7 лет.
С 01.01.2016 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в республике достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С учетом высокой рождаемости и миграционных процессов в республике сохраняется потребность в дошкольных местах для детей в возрасте до 3 лет. По состоянию на 05.12.2018 дефицит таких мест более 600.
Внутренние ресурсы по расширению форм и способов получения дошкольного образования детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, включая вариативные формы дошкольного образования - привлечение частного сектора, открытия групп кратковременного пребывания - и дальнейшему уменьшению числа очередников, исчерпаны, и решение проблемы дефицита мест возможно лишь за счет строительства новых детских садов и пристроек к существующим зданиям дошкольных образовательных организаций, с учетом того, что в автоматизированной системе "электронная очередь" состоит на учете более 6000 детей.
В общеобразовательных организациях республики реализуются меры, направленные на поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В 2018 - 2019 учебном году введены новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования в штатном режиме для учащихся 10 классов, для учащихся 11 классов в пилотных школах в экспериментальном режиме.
В школах республики внедряются инновационные технологии обучения, 10% общеобразовательных организаций - гимназии и лицеи, в 10% школ на старшей ступени ведется профильное обучение по 6 направлениям.
В целях повышения престижа учителя, улучшения его материального статуса, благодаря мероприятиям, проводимым Министерством просвещения Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, планируется динамика увеличения педагогических кадров. В 2020 г. планируется принять 27 учителей, в 2021 году - 0, в 2022 году - 22 учителя.
В целях повышения социального статуса и профессионализма работников образования, поощрения творчески работающих педагогов, пропаганды инновационных педагогических идей и достижений, распространения педагогического опыта ежегодно учителя Карачаево-Черкесской Республики участвуют в Республиканском этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" и республиканском конкурсе "Лучший учитель родного языка".
Ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление роли русского языка в развитии системы образования республики, дружбы и сотрудничества между народами республики: Малые Кирилло-Мефодиевские и Большие Кирилло-Мефодиевские чтения, Пушкинские чтения, открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, конкурсы чтецов, круглые столы, выставки, мастер-классы.
С целью выявления одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов к углубленному изучению предметов и с целью их дальнейшего интеллектуального роста ежегодно школьники общеобразовательных организаций участвуют во всероссийской олимпиаде и в республиканской олимпиаде по родным языкам.
Национальное образование является приоритетным полем развития языков и культур народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии, оно формирует духовную основу нашего общества. Особое внимание в республике уделяется изданию учебников на родных языках.
Система среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 10 государственных образовательных организаций среднего профессионального образования. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения республики осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. Число обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики составляет 4,4 тыс. человек, выпуск квалифицированных рабочих ежегодно составляет около 1,5 тыс. человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: одна третья часть выпускников получают четвертый и пятый повышенные квалификационные разряды, наблюдается тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного.
Трудоустройство выпускников среднего профессионального образования составляет около 76%.
Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений. Ежегодно по данной форме обучение проходят более 400 человек.
Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе среднего профессионального образования.
Работодатели заявляют о потребности в подготовке рабочих кадров 4 - 5 квалификационного разрядов, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность).
Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы организаций профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные объемы и направления текущего бюджетного финансирования организаций системы среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных организаций (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70 - 80-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов колледжей как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.
Развитие педагогического и управленческого потенциала системы среднего профессионального образования, совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей ее эффективной самореализации. Поэтому одной из приоритетных задач государственной программы является модернизация системы профессионального образования, обновление содержания и технологий среднего профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг.
В рамках Комплекса мероприятий Карачаево-Черкесской Республики, посвященных Дню русского языка, в образовательных организациях республики ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление роли русского языка в развитии системы образования республики, дружбы и сотрудничества между народами республики: Кирилло-Мефодиевские чтения, Пушкинские чтения, открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, конкурсы чтецов, круглые столы, выставки, мастер-классы.
С целью выявления одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов к углубленному изучению предметов и с целью их дальнейшего интеллектуального роста ежегодно школьники общеобразовательных организаций участвуют во всероссийской олимпиаде и в олимпиаде по родным языкам.
В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных организаций, работе с талантливыми детьми. Система дополнительного образования детей республики представлена 39 организациями с количеством обучающихся - 32560 человека, что составляет 62% от общего числа учащихся общеобразовательных организаций. В настоящее время на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования действует 902 объединений по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, экологическое, техническое творчество.
Решение проблем, сложившихся в системе дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, будет осуществляться по следующим направлениям:
интеграция общего и дополнительного образования детей;
развитие социального партнерства в сфере творческого развития детей;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе обучения, реализации образовательных программ асоциального поведения, формирования основ здорового образа жизни;
поддержка талантливой молодежи;
развитие программ ученического самоуправления;
повышение материально технической базы образовательных организаций;