Система образования в республике характеризуется следующими показателями.
Число дошкольных образовательных учреждений по состоянию на конец 2013 года возросло до 121. Всеми формами дошкольного образования охвачено 18070 детей. На 1 марта 2014 года очередность детей в дошкольные образовательные организации составила более 6000 человек, в том числе 2585 детей от 3 до 7 лет. Численность педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях в конце 2013 года составила 1333 человека.
Количество государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений снизилось на 8 процентов: со 190 в 2000 году до 176 в 2012 году.
Численность учащихся, как и в целом по Российской Федерации, сократилась с 71933 человек до 46518 человек или на 35 процентов в период 2000 - 2012 годы.
Система дополнительного образования детей в республике представлена 34 учреждениями дополнительного образования детей, в том числе 3 учреждениями республиканского значения и 31 учреждением муниципального значения (находящиеся в системе образования). В них занимается 17385 детей. В период с 2010 по 2012 годы количество учреждений сократилось на 6 учреждений, а количество занимающихся в них детей более чем на 2000 человек. Система дополнительного образования требует внимания и поддержки. Она должна развиваться на межведомственной основе и являться гарантом поддержки и развития одаренных детей.
Серьезные диспропорции наблюдаются в сфере начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования. Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования с 2000 года по 2012 год сократилась на 42,5 процента. За данный период выпуск квалифицированных рабочих снизился с 3957 человек до 2115 человек, что составляет 46,6 процента.
Численность студентов в учреждениях среднего профессионального образования сократилась с 4763 человек в 2001 году до 4691 человека, наибольшее количество студентов за период с 2000 по 2012 год было отмечено в 2007 году, которое составляло 6554 человека. Число студентов в высших учебных заведениях выросло с 10482 человек в 2000 году до 15403 человек в 2012 году или на 46 процентов. Данный показатель на 10000 человек населения вырос с 238 человек в 2000 году до 321 человека в 2012 году или на 35 процентов. Выпуск специалистов увеличился с 1877 до 3220 человек в 2 раза (таблицы 5 - 8, приложение 1 к Стратегии).
Одной из важных задач образования является качественная подготовка специалистов, необходимых для обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалифицированными кадрами существуют практически во всех отраслях экономики (туризм, санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение), что требует от системы образования усовершенствования программ подготовки, переподготовки работников с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов.