Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2019 года N 602-П


О государственной программе Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Челябинской области от 05.02.2024 N 74-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 08.02.2024).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 27 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 29.04.2021 N 162-П, от 05.10.2021 N 469-П, от 21.03.2022 N 151-П, от 15.09.2022 N 513-П, от 31.01.2023 N 60-П, от 31.10.2023 N 588-П, от 27.12.2023 N 752-П)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.



Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
В.В.МАМИН



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 26 декабря 2019 г. N 602-П



Государственная программа Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 29.04.2021 N 162-П, от 05.10.2021 N 469-П, от 21.03.2022 N 151-П, от 15.09.2022 N 513-П, от 31.01.2023 N 60-П, от 31.10.2023 N 588-П, от 27.12.2023 N 752-П)




Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области"


(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 29.04.2021 N 162-П)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство сельского хозяйства Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство экономического развития Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

-

отсутствуют

Проекты государственной программы

-

проекты, включаемые в качестве подпрограмм, отсутствуют

Основная цель (основные цели) государственной программы

-

обеспечение условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе (далее именуются - субъекты МСП в АПК)

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П)

Основные задачи государственной программы

-

создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Челябинской области;

создание условий для развития сельского туризма

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П)

Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта)

-

субъекты МСП в АПК получили государственную поддержку в рамках федерального проекта на создание и развитие производств (количество крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку в рамках федерального проекта);

количество проектов развития сельского туризма, получивших государственную поддержку, обеспечивающих прирост производства сельскохозяйственной продукции (нарастающим итогом);

субъекты МСП в АПК получили комплексную поддержку с момента начала предпринимательской деятельности до выхода на уровень развития, предполагающий интеграцию в более крупные единицы бизнеса (количество субъектов МСП в сфере АПК, получивших поддержку, в том числе в результате услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, накопленным итогом);

субъекты МСП в АПК получили государственную поддержку в рамках федерального проекта на создание и развитие производств (количество крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку в рамках федерального проекта);

сельскохозяйственные товаропроизводители получили государственную поддержку на создание и развитие производств в АПК (количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших поддержку, в том числе в результате услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П, от 31.01.2023 N 60-П)

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

I этап: 2020 - 2021 годы;

II этап: 2022 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы в 2020 - 2024 годах на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Челябинской области составит 429877,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 390602,2 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 77575,4 тыс. рублей;

в 2021 году - 63103,8 тыс. рублей;

в 2022 году - 62964,0 тыс. рублей;

в 2023 году - 67395,0 тыс. рублей;

в 2024 году - 119564,0 тыс. рублей;

областного бюджета - 39275,6 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 6732,4 тыс. рублей;

в 2021 году - 6129,4 тыс. рублей;

в 2022 году - 6318,4 тыс. рублей;

в 2023 году - 8430,5 тыс. рублей;

в 2024 году - 11664,9 тыс. рублей

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П, от 31.01.2023 N 60-П, от 27.12.2023 N 752-П)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

результат выполнения мероприятий государственной программы направлен на обеспечение условий для создания и развития субъектов МСП в АПК.

За период реализации государственной программы:

количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", в 2020 году составит не менее 152 человек;

в 2021 году:

увеличение численности работников в расчете на 1 субъект МСП, получивший комплексную поддержку в сфере АПК, на 18 единиц;

вовлечение в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию новых членов из числа субъектов МСП в АПК и личных подсобных хозяйств граждан в количестве не менее 50 единиц;

предоставление комплексной поддержки не менее чем 21 субъекту МСП в АПК с момента начала предпринимательской деятельности до выхода на уровень развития, предполагающий интеграцию в более крупные единицы бизнеса (количество субъектов МСП в сфере АПК, получивших поддержку, в том числе в результате услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, накопленным итогом);

в 2022 году:

не менее 20 субъектов МСП в АПК получат государственную поддержку в рамках федерального проекта на создание и развитие производств (количество крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку в рамках федерального проекта);

в 2023 - 2024 годах:

не менее 41 сельскохозяйственного товаропроизводителя получат государственную поддержку на создание и развитие производств в АПК (количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших поддержку, в том числе в результате услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, накопленным итогом);

количество проектов развития сельского туризма, получивших государственную поддержку, обеспечивающих прирост производства сельскохозяйственной продукции, составит не менее 3 единиц

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П, от 31.01.2023 N 60-П, от 27.12.2023 N 752-П)



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Государственная программа Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее именуется - государственная программа Российской Федерации).


(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П)


Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития фермерства и кооперации на селе в Челябинской области на 2020 - 2024 годы, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.


Государственная программа направлена на решение социальных проблем села и рост доходов сельского населения. Основной целью является обеспечение количества вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве для сохранения социальной стабильности на селе, увеличения самозанятости населения сельских территорий, а также увеличения производства различных видов сельскохозяйственной продукции.


Под субъектами МСП, осуществляющими деятельность в сфере сельского хозяйства, в целях реализации государственной программы понимаются признанные сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее именуются - К(Ф)Х), индивидуальные предприниматели, организации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (далее именуются - ЛПХ), и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее именуются - СПоК).


Для Челябинской области вопросы стимулирования активности сельского населения к занятию сельскохозяйственной деятельностью в ЛПХ, К(Ф)Х (включая индивидуальных предпринимателей) и СПоК актуальны в связи с тем, что:


на селе проживает 1/5 населения региона;


из числа трудоспособного сельского населения большая часть занята на личном подворье;


доля сельскохозяйственной продукции, произведенной в К(Ф)Х, ЛПХ и индивидуальными предпринимателями в 2018 году, составляет 40,2 процента объема всей сельскохозяйственной продукции региона. В 2017 году данный показатель составлял 41,5 процента, в 2016 году - 39,4 процента.


По данным Федеральной службы государственной статистики, доля урожая зерновых, произведенного ЛПХ и К(Ф)Х (включая индивидуальных предпринимателей), в общем объеме урожая зерновых, произведенном хозяйствами всех категорий, в период с 2016 по 2018 год включительно выросла с 47,3 процента до 55 процентов. В 2018 году ЛПХ и К(Ф)Х (включая индивидуальных предпринимателей) собрано зерновых 1017,3 тыс. тонн в весе после доработки при общем урожае зерновых 1850,3 тыс. тонн в весе после доработки.


Валовой сбор масличных К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями в 2018 году увеличился в 2 раза по отношению к 2016 году (с 25,3 тыс. тонн в весе после доработки до 50,7 тыс. тонн в весе после доработки).


ЛПХ традиционно лидируют среди всех категорий хозяйств в выращивании овощей открытого грунта и картофеля. Хотя за последние три года наблюдается снижение доли продукции, произведенной ЛПХ, по отношению к объему продукции, произведенной всеми категориями хозяйств. Так, в 2016 году ЛПХ получено 164,4 тыс. тонн овощей открытого грунта, что составило 79 процентов от всех собранных в регионе овощей открытого грунта (208,6 тыс. тонн). В 2017 году доля ЛПХ в сборе овощей открытого грунта составила 77 процентов, а в 2018 году данный показатель снизился до 71 процента и составил 88,5 тыс. тонн овощей открытого грунта при сборе хозяйствами всех категорий в размере 125,3 тыс. тонн.


Доля ЛПХ в выращивании картофеля за последние три года также снижается. Если в 2016 году данный показатель составлял 87 процентов (валовой сбор картофеля хозяйствами всех категорий - 722 тыс. тонн, в том числе ЛПХ - 630,9 тыс. тонн), то в 2017 году ЛПХ собрано 554,3 тыс. тонн картофеля при общем сборе 674,8 тыс. тонн, что составило уже 82 процента, а в 2018 году доля снизилась до 74,6 процента (валовой сбор картофеля хозяйствами всех категорий составил 582 тыс. тонн, в том числе ЛПХ - 433,9 тыс. тонн).


В К(Ф)Х и у индивидуальных предпринимателей в 2016 году поголовье крупного рогатого скота составляло 26,4 тыс. голов, в том числе коров 12,2 тыс. голов. В 2018 году поголовье крупного рогатого скота в указанных хозяйствах увеличилось почти на 11 тыс. голов и составило 37,3 тыс. голов, из них коров насчитывается 18,9 тыс. голов. По сравнению с 2017 годом фермеры увеличили поголовье крупного рогатого скота на 16 процентов.


К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями в 2018 году произведено 22,6 тыс. тонн молока, что на 3,8 тыс. тонн больше аналогичного показателя за 2016 год.


Также К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели в 2018 году увеличили поголовье овец и коз на 12 процентов по отношению к 2016 году (с 17,2 тыс. голов до 19,3 тыс. голов) и на 8 процентов - к 2017 году (17,9 тыс. голов в 2017 году).



SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Самообеспеченность населения Челябинской области основными продуктами питания;

наличие неиспользуемых земель для вовлечения в оборот

неустойчивое финансово-экономическое состояние;

недофинансирование малых форм хозяйствования;

низкая техническая оснащенность и высокий износ сельскохозяйственной техники и оборудования;

высокая конкуренция со стороны крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей

Возможности

Угрозы

Увеличение доходности сельского населения Челябинской области;

самозанятость населения сельских территорий;

создание новых рабочих мест на селе

возникновение неблагоприятных/чрезвычайных погодных условий;

занос заразных, в том числе особо опасных, болезней животных на территорию Челябинской области


Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:


создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию;


стимулирование перехода граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства;


сохранение социальной стабильности на селе;


увеличение самозанятости населения сельских территорий;


развитие системы сбыта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями.


Целевые показатели (индикаторы) государственной программы, отражающие прогноз развития сферы ее реализации, указаны в таблице 2 раздела V государственной программы.



Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ) И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Цель государственной программы - обеспечение условий для создания и развития субъектов МСП в АПК.


(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.03.2022 N 151-П)


Задачи государственной программы - создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Челябинской области, создание условий для развития сельского туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»