1. Оценка текущего состояния сферы социально-экономического развития Челябинской области.
Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации, крупнейший транспортный узел, связанный путями сообщения со всем евразийским континентом. По территории Челябинской области проходят федеральные автомобильные дороги М5, М36, М51, а также Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Действуют международные аэропорты в городе Челябинске и Магнитогорске. Промышленное развитие области определяют металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный комплексы.
Для пространственного развития Челябинской области стратегическое значение имеют автомобильные дороги. Они связывают ее территорию, обеспечивают жизнедеятельность городских и сельских населенных пунктов, во многом определяют возможности их развития. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Более 50 процентов отраслей экономики Челябинской области ориентированы в своей деятельности на использование автомобильного транспорта, эффективность которого связана с уровнем развития автомобильных дорог.
Дорожное хозяйство является важной составной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный имущественный комплекс.
Для поддержания дорожного комплекса Челябинской области имеются все необходимые для этого условия:
регион богат природными ресурсами: в Челябинской области присутствует порядка 300 месторождений инертных материалов, на территории области расположено более 170 карьеров и горнодобывающих предприятий, практически в каждом районе есть в наличии карьеры, обеспечивающие продукцией (щебень, песок, скальный грунт и другие) предприятия дорожной отрасли;
наличие дробильно-сортировочных установок, производящих щебень всех фракций, а также асфальтобетонных заводов для производства асфальтобетонных смесей, используемых в дорожном строительстве. В настоящее время в области 45 действующих карьеров с дробильно-сортировочным оборудованием и 36 асфальто-бетонных заводов;
в регионе производятся практически все виды дорожно-строительной техники, за исключением асфальтоукладчиков и катков (ЧТЗ, Челябинский машиностроительный завод, СпецДорМаш, ДСТ-УРАЛ, СпецАгрегат, ЧЗСМ, ЧЗТТ, ЧЗДТ, Урал и прочие).
Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии за 2023 год, составила 80,311 процента, а к 2030 году увеличится до уровня не менее 90,0935 процента.
По состоянию на 1 января 2023 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения на территории Челябинской области составила 26481,1 километра, в том числе:
8724,0 километра - автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
17757,1 километра - автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Основная часть региональных автомобильных дорог (91 процент) - дороги III и IV категорий. Протяженность дорог I категории составляет 1 процент (88 километров). Около 26,5 процента региональных автомобильных дорог имеют дорожные одежды переходного и низшего типов.
В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 300 мостовых сооружений общей протяженностью 18729 погонных метров.