Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года



3. Результаты анализа социально-экономического развития края и определение стратегических интересов субъектов стратегического развития, входящих в состав края


В качестве основных субъектов стратегического развития для анализа определены население края, бизнес и органы власти края. Стратегическим интересом органов власти края является выполнение целевых показателей социально-экономического развития края, обеспечение стабильности и безопасности проживания и ведения бизнеса на территории края.


Стратегические интересы крупного бизнеса в крае связаны с минимизацией затрат и обеспечением благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов. Для определения стратегических интересов малого и среднего бизнеса и населения края были проведены социологические исследования. Проведенные опросы представителей малого и среднего бизнеса выявили проблемы с поиском необходимых для ведения бизнеса производственных помещений и земельных участков: трудности при аренде (покупке) земли у организаций, ведущих деятельность в области сельского хозяйства, и аренде (покупке) производственных помещений у производителей промышленной продукции. Кроме того, существует проблема поиска специалистов с высшим образованием, в особенности для организаций, ведущих деятельность в сфере сельского хозяйства.


Другой важной проблемой, препятствующей деятельности организаций малого и среднего бизнеса, является недостаточный уровень развития и качества транспортной и инженерной инфраструктуры. Наибольшее препятствие для ведения бизнеса - подключение к новым энергетическим мощностям и величина тарифов на электроэнергию и воду. Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производства, выявлена проблема с доступностью оборудования и комплектующих.


Механизм привлечения и поддержки инвесторов путем размещения в индустриальном (технологическом) парке в настоящее время мало востребован среди организаций малого и среднего бизнеса. При этом в качестве стимулирующих факторов к размещению в индустриальных парках края выступает государственная поддержка, направленная на улучшение инфраструктуры (транспортной, энергетической) и доступности ее для потребителя.


Наиболее часто к источникам внешнего финансирования прибегают компании, деятельность которых связана с сельским хозяйством и промышленным производством. Среди основных препятствий при получении финансирования называются высокие ставки по кредиту и невозможность предоставить необходимый залог или гарантии.


В целом необходимо расширение инструментов и объема поддержки организаций малого и среднего бизнеса. При этом информированность о существующих механизмах поддержки развития малого и среднего бизнеса в крае достаточно низкая (о механизмах поддержки знают 50 процентов респондентов, среди сельскохозяйственных производителей - около 80 процентов), а уровень участия в подобных механизмах еще ниже (в основном участниками становятся организации - производители сельскохозяйственной продукции). При этом организации малого и среднего бизнеса, воспользовавшиеся механизмом поддержки развития малого и среднего бизнеса, отмечают умеренно высокую эффективность данного инструмента для развития бизнеса.


Население края, в первую очередь, заинтересовано в повышении качества жизни. Для оценки качества жизни населения края применялась методология Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Край в общем рейтинге по индексу качества жизни расположен несколько выше среднероссийского уровня. Такие параметры качества жизни, как экология, здоровье населения края, удовлетворенность жизнью, превосходят среднероссийский уровень. Позиция края по индексу качества жизни относительно среднероссийского уровня и относительно государств - членов ОЭСР отражена на рисунке 1.