ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ и первоочередные мероприятия по развитию образования в крае
N п/п | Основное направление | Первоочередное мероприятие |
1 | 2 | 3 |
1. | Дошкольное образование | достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет за счет строительства новых дошкольных образовательных организаций, а также развития субъектов МСП в сфере дошкольного образования |
2. | Школьное образование | создание новых мест в общеобразовательных организациях края, снижение числа детей, занимающихся во вторую смену |
3. | Развитие частного сегмента общего и дополнительного образования | проработка с бизнесом и застройщиками вопросов строительства модельных школ по принципу общеобразовательной автономной некоммерческой организации "Школа "ЛЕТОВО", частного общеобразовательного учреждения "Центр образования "Новошкола", государственного автономного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 548 "Царицыно"; |
разработка нормативной базы для введения образовательных сертификатов и их внедрения; | ||
предоставление грантов социально ориентированному малому бизнесу в сфере дополнительного образования в крае | ||
4. | Совершенствование методов обучения предметной области "Технология" | подготовка педагогических кадров по образовательным программам повышения квалификации предметной области "Технология"; |
обновление материально-технической базы технологических кабинетов; | ||
внедрение обновленных программ обучения | ||
5. | Дополнительное образование для детей | развитие сети центров молодежного инновационного творчества; |
создание центров развития детей, детских и мобильных технопарков, способствующих ранней профилизации и формированию современных компетенций и навыков у детей, участие школьников в онлайн-уроках "Проектория" и работе проекта "Билет в будущее" | ||
6. | Среднее профессиональное образование | открытие центров опережающей профессиональной подготовки; |
открытие не менее 50 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой | ||
7. | Формирование регионального креативного кластера | расширение перечня (модернизация) реализуемых образовательных программ высшего образования в существующих высших учебных заведениях или внедрение соответствующих дополнительных программ |
8. | Модернизация аграрного образования | создание национальной школы аграрного образования Юга России - центра дополнительного обучения, переподготовки и прохождения практик для работников АПК и студентов аграрных профессий (размещение такой школы планируется на базе ведущего аграрного высшего учебного заведения Северного Кавказа - Ставропольского государственного аграрного университета; функциями такой школы являются: совместная разработка с агробизнесом программ проведения практик, организации дополнительного обучения с использованием новейших технологий и оборудования; проведение по заказу агробизнеса дополнительного обучения и переобучения сотрудников; проведение учебно-ознакомительных практик студентов аграрных специальностей по программам, разработанным совместно с агробизнесом, с привлечением сотрудников агробизнеса; реализация инновационных проектов в области АПК); создание научно-образовательных центров (далее - НОЦ) |
9. | Создание опорного университета в крае | участие высших учебных заведений края в конкурсе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на получение статуса опорного университета |
10. | Организация психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, в том числе родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, родителям детей до 3 лет, гражданам, желающим принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | повышение уровня методической, психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе родителей детей в возрасте до 3 лет, а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения целевой модели информационно-просветительской поддержки родителей в крае |
11. | Внедрение системы профессионального роста педагогических работников | создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников; |
создание центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов | ||
12. | Создание цифровой блокчейн-платформы по трудоустройству и дополнительному образованию | разработка и запуск портала с данными выпускников образовательных организаций края и, при договоренности, других субъектов Российской Федерации, где будут регулярно размещаться и актуализироваться вакансии и возможности для стажировок для студентов и недавних выпускников, а также резюме студентов с возможностью добавления информации об учебном заведении и прослушанных дополнительных курсах, участии в исследовательских проектах, олимпиадах, форумах, рекомендаций преподавателей и бывших работодателей (возможность отражения рекомендаций позволит работодателям края приглашать на работу лучших студентов) |
13. | Участие края в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" | увеличение затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников; |
создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и населения края | ||
14. | Реализация соглашений о взаимодействии и сотрудничестве Северо-Кавказского федерального университета с Минобразования края | обеспечение социального партнерства (взаимодействия) Северо-Кавказского федерального университета и Минобразования края, способствующего реализации системы воспроизводства педагогических кадров в соответствии с потребностями края, закреплению специалистов в муниципальных организациях общего и дополнительного образования детей и росту числа молодых педагогов, работающих в муниципальных организациях общего и дополнительного образования более трех лет после окончания Северо-Кавказского федерального университета |
15. | Реализация приоритетного проекта "Педагогическое образование" Северо-Кавказского федерального университета, включающего: | |
модернизацию профессиональной подготовки педагогических кадров для образовательного комплекса края | реализация профессиональной подготовки специалистов (УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки) в Северо-Кавказском федеральном университете в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов | |
реализацию "дорожной карты" проекта "Педагогическое образование" Северо-Кавказского федерального университета | кадровое обеспечение организаций дошкольного, общего среднего, среднего профессионального и дополнительного образования в крае посредством вовлечения в сферу педагогического образования мотивированных выпускников школ, высвобождающихся работников из других сфер, путем расширения спектра программ педагогического образования различных уровней и форм (сетевая, ускоренная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, онлайн-образование, реализация образовательных программ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), сосредоточение основных усилий на повышении качества университетского педагогического образования и переводе его в режим инновационного развития) | |
16. | Создание опорных школ Российской академии наук | участие края в проекте Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации по созданию опорных школ Российской академии наук |
17. | Развитие системы непрерывного инклюзивного образования | реализация инклюзивной образовательной политики образовательными организациями края, предполагающей внедрение системного образовательно-реабилитационного подхода к непрерывному (профессиональному) образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, применения в крае опыта инклюзивной педагогической практики Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Северо-Кавказского федерального университета |
Согласно демографическому прогнозу к 2035 году численность населения края достигнет 3 млн человек, что естественным образом увеличит нагрузку на социальную инфраструктуру. Наибольший эффект роста потенциальной нагрузки на образовательные организации края будет после 2035 года (8 - 9 процентов от современного уровня), что потребует расширения услуг образования к концу 2035 года. Кроме того, в крае существует необходимость ликвидации второй смены в школах к 2024 году. Решение данной задачи только за счет средств краевого бюджета в установленные сроки невозможно, планируется привлечение федеральных средств и внебюджетных инвестиций в капитальное строительство объектов социальной сферы.
Важным направлением развития сферы образования в крае является цифровизация образовательной деятельности. Использование ресурсов информационно-образовательного портала "Российская электронная школа" обеспечит равный доступ к электронным образовательным материалам, а также возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика.
Развитие дополнительного образования детей в крае будет осуществляться в рамках национального проекта "Образование" и регионального проекта "Успех каждого ребенка" в Ставропольском крае, согласно которым доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет должна вырасти до 80 процентов.
Для достижения данной задачи предлагается создание ключевых центров развития детей, детских и мобильных технопарков, участие школьников края в открытых онлайн-уроках "Проектория" и проекте "Билет в будущее", направленных на раннюю профориентацию и приобретение профессиональных компетенций, отдых детей и их оздоровление в организациях дополнительного образования края всех форм собственности, введение системы персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования, предполагающей наличие образовательных сертификатов для получения детьми в возрасте от 5 до 18 лет дополнительного образования за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета.
Перспективы развития сферы дополнительного образования детей также нацелены на выявление и поддержку талантливых детей через развитие олимпиадного и конкурсного движения. В сельской местности будет обеспечена доступность дополнительного образования за счет создания в муниципальных организациях общего образования, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, а также за счет внедрения образовательных онлайн-курсов в таких организациях.
Важным элементом КСП "Образование" является развитие системы высшего образования в сторону более эффективной профориентации, повышения вклада высших учебных заведений в социально-экономическое развитие края.
В крае будут внедрены механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, что позволит существенно расширить число предлагаемых дополнительных общеобразовательных программ и повысить их качество и профессиональную ориентированность.
В крае существует необходимость внедрения широкого спектра инструментов поддержки высшего образования, включая развитие базовых кафедр, привлечение высших учебных заведений к исследовательским задачам края, их участие в социальном и культурном развитии края, формирование центров компетенций по ключевым отраслям на базе высших учебных заведений края, взаимодействие с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российской академией наук.
Существует потребность в расширении (модернизации) перечня реализуемых образовательных программ высшего образования в существующих высших учебных заведениях или внедрении соответствующих дополнительных программ, которая продиктована необходимостью формирования регионального креативного кластера. Кроме того, перспективным является участие Пятигорского государственного университета в конкурсе по созданию в Российской Федерации опорных университетов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Также важным элементом и фактором развития высшего образования будет являться создание НОЦ.
С целью решения кадровых проблем отрасли образования в крае в рамках федерального проекта "Учитель будущего" будет реализовываться региональный проект "Учитель будущего". В результате будет внедрена национальная система профессионального роста педагогических работников, охватывающая не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций края. Кроме того, будет реализован комплекс мер для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников. В крае будут созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, на базе которых до конца 2024 года не менее 50 процентов педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования и не менее 10 процентов педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации.
Не менее 70 процентов учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.
Таким образом, в крае будут созданы условия для карьерного роста учителей, в том числе на основе учета достижений учителей, повысится социальный статус педагогических работников и работников образования в крае, что станет дополнительным стимулом для привлечения молодых и амбициозных специалистов в отрасль образования, повышения качества российского образования в целом.
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии к 2035 году являются: