Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года



Рис. 3. Прогнозируемый годовой миграционный прирост населения края*

________________

* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Край обладает высокой миграционной привлекательностью для соотечественников, проживающих за рубежом.


В 2018 году на территорию края, исключая внутрикраевую миграцию, прибыло 43,8 тыс. человек, выбыло из края 47,8 тыс. человек. Миграционный отток населения края в 2018 году составил 4,0 тыс. человек. Положительное сальдо миграции было отмечено только по международной миграции и составило 917 человек. Объем межрегиональной миграции (сумма числа прибывших и выбывших) увеличился на 1,7 тыс. человек и составил 80,9 тыс. человек.


Внутрикраевые перемещения составляют 41 процент от общего объема миграции. В разрезе муниципальных районов и городских округов края максимальный объем миграции был зарегистрирован в городе Ставрополе и городе-курорте Пятигорске (26,3 тыс. человек и 11,2 тыс. человек соответственно), а также в Шпаковском муниципальном районе края (10,0 тыс. человек).


Миграционный оборот в регионе КМВ составил 32,7 процента от общекраевого показателя. Наименее активно миграционные процессы происходили в Изобильненском городском округе, Грачевском муниципальном районе края и городе Лермонтове.


В 2018 году в 24 муниципальных районах и городских округах края отмечался миграционный отток населения, максимальный - в Минераловодском городском округе края (1,2 тыс. человек). Самый высокий прирост населения края за счет миграции зарегистрирован на территории Шпаковского муниципального района края (2,7 тыс. человек).


В миграционном потоке прослеживается устойчивая тенденция максимальной миграционной активности населения края в направлении из сельской местности в городскую (32,6 процента).


Население края трудоспособного возраста обладает высокой миграционной подвижностью и составляет 71,3 процента от общего объема миграции, более половины из них женщины (52,1 процента). В крае наблюдается значительный миграционный отток населения трудоспособного возраста (3,9 тыс. человек). Причины, побуждающие население трудоспособного возраста выезжать за пределы края, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности.


В целях снижения миграционного оттока населения края, в первую очередь, будет обеспечено повышение качества жизни населения края. При этом значительное влияние на сокращение миграционного оттока населения края будет оказывать комплекс мероприятий в области социального развития.


Согласно целевому сценарию возрастная структура мигрантов не будет существенно отличаться от их современного профиля - максимальный удельный вес в структуре миграционного прироста традиционно приходится на население трудоспособного возраста (более 70 процентов), в составе которого преобладают две традиционно миграционно активные категории - студенты и лица возраста "карьерного определения" (25 - 35 лет) с пиком в районе 30 лет.


Этот прирост (до 60 - 70 процентов от общего миграционного прироста) будет формироваться в удаленных от края субъектах Российской Федерации, в том числе в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Для значительной части представителей субъектов Российской Федерации, входящих в состав данных федеральных округов, изначально наиболее мобильных, край может рассматриваться как наиболее комфортный субъект Российской Федерации (в условиях повышенной миграционной нагрузки и стоимости жизни в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях). Определенный вклад в этот поток внесут и представители старшей когорты трудоспособного возраста, а также "молодые пенсионеры" из западной части Сибирского федерального округа, традиционно склонные к кардинальной смене места жительства. Другими источниками миграционного прироста выступят республики Северного Кавказа. Однако их вклад будет сравнительно невелик (не более 10 - 15 процентов от общего миграционного прироста населения края). Наиболее существенные изменения в нагрузке на объекты социальной сферы будут локализованы в городах края и пригородных зонах.


С одной стороны, в силу закономерного снижения числа женщин в фертильном возрасте общее число родившихся к 2025 году может сократиться более чем на 15 процентов, однако, с другой стороны, в силу притока женщин трудоспособного возраста такой спад числа родившихся постепенно будет нивелироваться в рамках целевого сценария, и уже после 2030 года число родившихся вновь начнет расти.


Также край выступит перед Правительством Российской Федерации инициатором реализации на своей территории пилотного федерального проекта по созданию сети городков демографического будущего для возможности превращения многодетных семей в элитную социальную прослойку, получающую от Правительства Российской Федерации, Правительства края возможность создавать на выделенном участке земли родовую усадьбу, малый семейный бизнес и семейную собственность.


Таким образом, потенциальная потребность в расширении услуг образования и здравоохранения в крае возникнет к концу 2035 года.