1.1. Текущее состояние социально-экономического развития Приморского края, основные показатели и анализ социальной, финансово-экономической ситуации
1.1.1. Географическое положение Приморского края
Приморский край расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе - с Китайской Народной Республикой (далее - КНР), на юго-западе - с Корейской Народно-Демократической Республикой (далее - КНДР), с юга и востока омывается Японским морем.
Приморье является частью Дальневосточного федерального округа.
В состав Приморского края входят 12 городских округов, 14 муниципальных районов и 8 муниципальных округов, на территории которых расположены 22 городских и 101 сельское поселение. Краевой центр - город Владивосток.
1.1.2. Структура экономики, основные показатели экономического развития Приморского края
Уникальное географическое положение определяет структуру экономики Приморского края. Базовыми отраслями, дающими 80% валового регионального продукта (ВРП), являются промышленное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство.
Перспективные направления, соответствующие стратегии развития края, - транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства с высокой производительность труда, сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура, туризм.
Наиболее развитой частью экономики Приморья является промышленный комплекс. Он дает почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике.
По структуре валового регионального продукта 21,4% составила доля транспорта и связи, 7,5% - обрабатывающих производств, 5,04% - сельского хозяйства, 4,9% - рыбной отрасли.
Транспортно-логистическая отрасль - одна из ведущих отраслей промышленности Приморья. Через край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия - Китай. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный - Суйфэньхэ, Хасан - Туманган создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.
Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссибирской магистрали отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе.
Через территорию Свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры (далее - МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2". МТК соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морским портами Приморского края. Проекты транспортных коридоров представляют собой практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Прогнозируется, что с 2030 года "Приморье-1" и "Приморье-2" обеспечат прирост валового внутреннего продукта (ВВП) России в размере 29 млрд рублей в год и ежегодное увеличение налогов и сборов на 5,7 млрд рублей.
Приморский край играет основную роль в обеспечении морских перевозок на Дальнем Востоке. Транспортный комплекс региона имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский, Восточно-Находкинский, Хасанский (Южный), Северный.