Недействующий

О государственной программе Курганской области "Комплексное развитие сельских территорий Курганской области" (с изменениями на 29 марта 2023 года)



Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.


Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики Курганской области во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.


Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.


В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 2014 по 2019 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 7,2 процента, если в 2014 году она составляла 340,9 тыс. человек и 38,9 процента от общей численности населения Курганской области, то в 2018 году - 316,2 тыс. человек и 37,9 процента соответственно. При этом доля сельских жителей остается в 1,5 раза больше, чем в целом по стране, что обуславливает значительную территориальную дифференциацию демографической ситуации и существенные различия рынков труда.


В последние годы в Курганской области сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения. Численность постоянного населения за 2018 год сократилась на 10,8 тыс. человек, в том числе на 60 процентов за счет миграционной убыли и на 40 процентов - за счет естественной убыли населения.


В трудоспособном возрасте находятся 429,6 тыс. человек, из них 154,9 тыс. человек - жители сельской местности, или 48,5 процента от общей численности сельского населения.


Из числа сельских жителей в трудоспособном возрасте заняты в экономике 105,7 тыс. человек, или 65,5 процента, ищут работу и готовы к ней поступить 11,9 тыс. человек, или 10,1 процента.


Рынок труда Курганской области на селе характеризуется более высоким, чем в городах, уровнем безработицы и более низким уровнем занятости. Сохраняется структурный дисбаланс по несоответствию безработных вакантным рабочим местам.


Для сельского рынка труда характерна противоречивая ситуация: при наличии безработицы наблюдается нарастание реального дефицита квалифицированных работников основных массовых профессий в сферах здравоохранения, образования и сельского хозяйства.


Привлекательность вакансий снижает низкий уровень оплаты труда. Размер средней заработной платы по вакансиям, заявленным в органы службы занятости, за 7 месяцев 2019 года составил 16,1 тыс. рублей.


Сохранение в сельском хозяйстве многочисленных видов ручных сезонных работ обуславливает высокую потребность во временной рабочей силе и наличие сезонной безработицы.


Сельские территории Курганской области характеризуются неравномерным распределением производственных сил в сочетании с локализацией районных рынков труда и относительно низкой мобильностью рабочей силы. Положение усугубляется отсутствием работы по месту жительства и территориальной близостью Свердловской, Тюменской и Челябинской областей с более высоким уровнем оплаты труда и развитой инфраструктурой.


В целях улучшения ситуации на сельском рынке труда, снижения диспропорции между спросом и предложением необходимы целенаправленные меры по развитию экономики сельских территорий и инфраструктуры, транспортной доступности и повышению привлекательности села как места для труда и жизни.


Государственное регулирование в сфере занятости сельского населения должно быть направлено, прежде всего, на создание и сохранение рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства, особенно сельскохозяйственного, и профессиональное обучение работников в соответствии с требованиями экономики.