Действующий

О программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - город Тамбов (с изменениями на 25 декабря 2020 года)



8.5.1. Критерии доступности коммунальных услуг для населения


Для оценки физической доступности жилищно-коммунальных услуг были использованы итоги комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Тамбовстатом <21>. По результатам опроса населения в городе Тамбове 42% опрошенных указали, что не испытывают стесненности при проживании, 32,6% испытывают определенную стесненность и 25,5% испытывают большую стесненность.


________________


<21> Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. URL:www.tmb.gks.ru.


Оценивая качество жилищных условий, 20% жителей, проживающих в многоквартирных домах, указали на недостаток тепла, 33,5% - на избыток влажности и сырость, 55,1% - на проблемы из-за плохой шумоизоляции. В целом 41,4% этих жителей считает свои условия проживания отличными, 25,0% - хорошими, 31,8% - удовлетворительными и 28,8% - плохими. Оценивая состояние лифтов, мусоропроводов и состояние подъездов и лестничных клеток, 22,3% жителей многоквартирных домов считают, что они находятся в неудовлетворительном состоянии.


Критерии доступности коммунальных услуг для населения города Тамбова определены на основе исследований, проведенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее - Тамбовстат).


Жители города Тамбова полностью обеспечены централизованным водопроводом, но при этом 31,6% указали, что при подаче холодной воды время от времени случаются перебои, а 67,6% опрошенных указали на отсутствие перебоев в подаче воды. Чаще на перебои в подаче воды жалуются жильцы многоквартирных домов (61,2% опрошенных). Качество подаваемой воды не устраивает 32,7% населения города Тамбова, только 4,4% отмечают хорошее качество воды. Аналогичные оценки получены и по обеспеченности горячим водоснабжением: 21,9% указали на постоянные перебои, 62,6% - на отдельные случаи с подачей горячей воды и 15,5% респондентов отметили, что перебоев практически нет.


В городе Тамбове наблюдается 100-процентное использование сетевого газа, при этом 97% населения указали на регулярность проверок газового оборудования в течение года, более года не проводилась проверка газового оборудования у 3% опрошенных. Из числа домохозяйств, пользующихся сетевым газом, 100% указали на наличие газовых плит.


При 100-процентной обеспеченности жителей многоквартирных домов централизованными источниками отопления дополнительные источники отопления (бойлеры, конвекторы, тепловые вентиляторы, системы "теплый пол") используют 34,7% опрошенных.


Оценивая качество подачи электроэнергии в жилые дома, 96,3% населения города Тамбова указали на отсутствие проблем с подачей электроэнергии, 3,7% населения - на наличие проблем с подачей электроэнергии, причины видят в проблеме централизованной подачи электроэнергии.


В целом 91,9% опрошенных в возрасте старше 15 лет довольны условиями проживания в городе Тамбове, не нравятся условия проживания 0,8% респондентов (причем 75% из них не довольны организацией работы жилищно-коммунальных служб) и 7,3% не определились с мнением по данному вопросу.


Рассматривая экономическую составляющую, можно отметить следующие результаты обследования доступности жилищно-коммунальных услуг населения города Тамбова. Принимая во внимание доходы всех членов домохозяйства, имеют возможность справиться с непредвиденными расходами по ремонту жилья (вставить стекла, отремонтировать сантехнику, ликвидировать протечки крыши и т.д.) 27,3% опрошенных, а не имеют - 68,9%. При этом регулярно оплачивают жилищно-коммунальные услуги 98,6% опрошенных. Из числа домохозяйств, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, указали, что из-за недостатка денежных средств имели одну задолженность 12,2% респондентов, больше двух задолженностей - 4,1% и не имели долгов 83,7% опрошенных.


Анализ изменения тарифов на коммунальные услуги за период с 2013 по 2017 год показал, что тарифы на электроэнергию выросли в 1,23 раза, на тепло - 1,21 раза, на воду - в 1,14 раза, на природный газ - в 1,1 раза, на водоотведение - в 1,28 раза. За этот же период среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников выросла в 1,275 раза. Отставание темпов роста заработной платы от темпа роста тарифов привело к увеличению количества семей, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 6322 до 9100 человек, т.е. прирост семей с низкими среднедушевыми доходами вырос на 43,9%. Общая численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на конец 2017 года, составила 123 288 человек, что составляет 42% от общего числа жителей города Тамбова. Средний размер социальной поддержки на одного пользователя составил 501,3 руб., что на 26,8 руб. меньше, чем в 2016 году. Доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в городе в 2017 году составила 5,9% - это максимальный результат за последние пять лет.


Рассматривая информационную составляющую оценки доступности оплаты жилищно-коммунальных услуг через сеть Интернет, 62,3% опрошенных ответили, что умеют пользоваться персональным компьютером, при этом 5,6% опрошенных оплачивают услуги ЖКХ через платежные системы онлайн-банков в сети Интернет. Положительно оценили полноту и своевременность полученных услуг на сайтах государственных учреждений 9,1% пользователей.


Таким образом, проведенное исследование доступности для населения жилищно-коммунальных услуг подтверждает необходимость реализации данной Программы.