Рассматривая факторы доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, необходимо разделять понятия физической и экономической доступности, которые в свою очередь по периодичности действия можно подразделить на единовременные и текущие. При этом под физической (технико-технологической) доступностью понимается возможность присоединения к коммунальным сетям и потребления качественных жилищно-коммунальных услуг, а под экономической - возможность оплатить потребленные услуги.
Кроме того, целесообразно выделить информационную составляющую доступности ЖКУ, понимаемую как доступность информации нормативно-правового характера о правах потребителей ЖКУ, номенклатуре, периодичности и качестве услуг (особенно актуально в части услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту жилого фонда и оборудования), а также в организациях, оказывающих данные услуги, расписании их работы и способе оплаты услуг. Сюда же следует отнести возможность оформить необходимые заявки и оплатить услуги через личный кабинет на сайте организации в сети Интернет, а также доступность оплаты через платежные терминалы, банкоматы и отделения различных банков и почтовые отделения.
Оценка доступности жилищно-коммунальных услуг для населения произведена на основе исследования, проведенного Тамбовстатом, результаты которого представлены в разделе 8.5.1.
В целом имеет место отставание темпов роста заработной платы от темпа роста тарифов, что привело к увеличению количества семей, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 6322 до 9100 человек, то есть прирост семей с низкими среднедушевыми доходами вырос на 43,9%.
Общая численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на конец 2018 года составила 123288 человек, что составляет 42% от общего числа жителей города Тамбова. Средний размер социальной поддержки на одного пользователя составил 501,3 руб. Доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в городе в 2018 году составила 5,9% - это максимальный результат за последние пять лет.
Рассматривая информационную составляющую оценки доступности оплаты жилищно-коммунальных услуг через сеть Интернет, 62,3% опрошенных ответили, что умеют пользоваться персональным компьютером, при этом 5,6% опрошенных оплачивают жилищно-коммунальные услуги через платежные системы онлайн-банков в сети Интернет. Положительно оценили полноту и своевременность полученных услуг на сайтах государственных учреждений 9,1% пользователей.
Таким образом, параметры Программы соответствуют критериям доступности.