Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



9.2. Приоритеты и направления межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, в т.ч. ключевые проекты


Основная цель развития межрегиональных и внешнеэкономических связей Сахалинской области - создание условий для обеспечения нового позиционирования региона на Дальнем Востоке и в АТР. При этом достижение глобальной конкурентоспособности Сахалинской области на горизонте 2035 г. возможно, прежде всего, за счет комплексной капитализации географического положения, что включает в себя (а) развитие экономики океана и (б) создание экономического коридора "Арктика-АСЕАН".


Приоритетные направления для достижения вышеуказанной цели, обеспечения национальной и глобальной конкурентоспособности, а также международной экономической интеграции Сахалина выделены на основании ряда совещаний и интервью, проведенных с представителями стран и международных компаний - потенциальных партнеров Сахалинской области в целях исследования вопроса возможного участия этих стран и компаний в региональных проектах и инициативах. Данные направления включают выдвижение международно и национально значимых проектов и инициатив:


1) Комплексный инфраструктурный проект "Экономический коридор "Арктика-АСЕАН":


- модернизация с использованием передовых технологий, включая цифровые, существующих портов о. Сахалин и Курильских островов. Данное направление должно быть проработано в рамках первого этапа реализации стратегии (2019 - 2024 гг.): 2019 - 2021 г. - предпроектная подготовка; 2021 - 2022 гг. - запуск пилотных проектов по цифровизации отдельных портов (пилотных проектов); 2022 - 2024 гг. - масштабирование пилотных проектов на всю действующую инфраструктуру;


- формирование нового транспортного коридора из Японии в Европу (Сухопутная инициатива "Два моста"). Данная инициатива также должна быть согласована и получить софинансирование на федеральном уровне, для чего необходима подготовка технико-экономического обоснования и проведение переговоров с потенциальными партнерами в рамках первого этапа реализации Стратегии. Старт непосредственной реализации инфраструктурного проекта (строительства мостов) целесообразно запланировать в рамках второго этапа Стратегии (2024 - 2030 гг.);


- развитие транзитной железно- и автодорожной инфраструктуры Сахалина и обеспечивающий физическую стыковку Северного морского пути, портов Японии и Байкало-Амурскую магистрали в единую транспортно-экономическую экосистему, облегчающую движение товаров и перемещение людей между Арктикой, Евразийским континентом и Индо-Тихоокеанским бассейном - последовательно, на протяжении всего стратегического горизонта;


- формирование "мягкой" инфраструктуры - специального регулирования, способствующего привлечению транзитных потоков, а также сервисной подсистемы, обеспечивающую требуемый класс обслуживания грузопотоков и операторов - в рамках первого этапа реализации Стратегии.


2) Создание регионального института устойчивого развития, интегрирующего в себе функции агентства по привлечению инвестиций, фонда фондов, инвестирующих в инвестиционные проекты на территории Сахалинской области, и управляющей организации Сахалинского международного финансового центра.


Достижению основной цели развития межрегиональных и внешнеэкономических связей Сахалинской области также будет способствовать создание городской Южно-Сахалинской агломерации в рамках направлений пространственного развития региона и формирование новых кластеров, точек роста (марикультура, туризм и новая городская экономика) и развитие рыбопромышленного комплекса, а также направления развития научно-инновационной сферы в части межрегиональной и международной научной кооперации:


- реализация исследовательских, технологических и кластерных международных сетевых инициатив по темам в области шельфа и океана: биоресурсы, биоразнообразие, экология, марикультура;


- реализация культурной инициативы;


- научно-образовательная кооперация с другими российскими регионами в сфере освоения шельфа, океана, экологии, новой энергетики и др. (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург/Тюмень, Томск и др.);


- логистическая кооперация (Приморский край, Хабаровский край, Камчатка, Магадан);


- кооперация в области городского развития и индустрии гостеприимства (Иркутская область, Приморский край и др.).