Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



Таблица 4. УРОВЕНЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (УБЫТОЧНОСТИ) ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ В 2018 Г., %

Вид экономической деятельности

Сахалинская область

Россия

Всего

51% <*>

51% <*>

Сельское, лесное хозяйство, в т.ч.

2,4% <**>

17%<*>

Рыболовство, рыбоводство

73% <*>

54% <*>

Добыча полезных ископаемых, в т.ч.:

60% <*>

26% <*>

Добыча угля

45% <*>

31% <*>

Добыча сырой нефти

77% <*>

35% <*>

Добыча природного газа

2% <**>

17% <*>

Предоставление услуг

18% <*>

10%

Обрабатывающие производства, в т.ч.

38% <*>

11%

Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков

54% <*>

31% <*>

Обеспечение электроэнергией, газом, паром; кондиционирование воздуха

-24% <**>

8%

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

-25% <**>

4% <**>

Строительство

9%

7%

Торговля

6%

5%

Транспортировка и хранение

0% <**>

10%

Связь

3% <**>

14%

Гостиницы, рестораны, общ. питание

8%

7%

Операции с недвижимым имуществом

19% <*>

16% <*>

Профессиональная, научная и техническая деятельность

7%

12%

Административная деятельность

36% <*>

12%

Образование

-2% <**>

5%

Здравоохранение и социальные услуги

3% <**>

10%

Предоставление прочих видов услуг

12%

5%


________________


Заливкой выделены показатели: зеленым цветом* - уровень рентабельности больше 15%; красным** - меньше 5%.


Сахалинская область имеет нулевую рентабельность в транспортировке и хранении, а в секторах, связанных с инженерными сетями - отрицательную (-24% в обеспечении электроэнергией, газом и паром, -25% в водоснабжении и водоотведении), что не дает возможности профильным предприятиям инвестировать и привлекать заемные средства на цели развития в необходимых объемах.


Для электросетевого комплекса Сахалинской области характерен высокий уровень аварийности, связанный со старением оборудования (износ от 48% до 83%) и сложными природно-климатическими условиями. Восстановления электроснабжения в среднем составляет 5 часов. При этом за последние 5 лет стоимость электроэнергии для населения региона выросла на 19%.


Объекты транспортной инфраструктуры региона (паромы, порты, аэропорты, автодороги) также имеют высокую степень износа. При высокой по российским меркам степени автомобилизации (330,9 автомобилей на тыс. чел. населения, 34 место по стране, 4 место в ДФО) Сахалинская область отстает от соседей по ДФО по качеству и безопасности дорог. Дорожную сеть отличают низкая плотность, неоптимальная конфигурация, большое количество грунтовых разрывов. Имеющий высокую социальную значимость для региона воздушный транспорт (более 90% пассажирских перевозок за пределы области и обратно) в специфических условиях Дальнего Востока имеет высокую себестоимость услуг, необходимо пристальное внимание федеральных органов исполнительной власти к вопросу субсидирования региональных авиаперевозок с учетом местной специфики. До перевода железных дорог на общероссийскую колею их эксплуатационные расходы по острову Сахалин в 8 - 10 раз превышали среднесетевые. В секторе морского транспорта не сняты ограничения в портах по глубинам и параметрам акватории, а износ гидротехнических сооружений составляет от 50% до 90%.


Серьезным риском для области является высокая вероятность закрепления за ней статуса экономической периферии. Текущая транспортная схема Дальнего Востока разворачивается в сторону роста сухопутных дорог и привязки путей к новой и быстро растущей оси АТР - Шелковому пути. Необходим специальный комплекс мероприятий по развитию внешней транспортной доступности Сахалинской области, включение его морских портов в планы развития перевозок по Северному морскому пути, а главной воздушной гавани - в систему международных перелетов. Сегодня 25% мирового ВВП сосредоточено в 2 тысячах километров от г. Южно-Сахалинска, тогда как по объему пассажиропотока его аэропорт в 2 и более раз проигрывает соседним региональным хабам, осуществляющим связь с другими центрами России и АТР.