Вид экономической деятельности | Сахалинская область | Россия |
Всего | 51% <*> | 51% <*> |
Сельское, лесное хозяйство, в т.ч. | 2,4% <**> | 17%<*> |
Рыболовство, рыбоводство | 73% <*> | 54% <*> |
Добыча полезных ископаемых, в т.ч.: | 60% <*> | 26% <*> |
Добыча угля | 45% <*> | 31% <*> |
Добыча сырой нефти | 77% <*> | 35% <*> |
Добыча природного газа | 2% <**> | 17% <*> |
Предоставление услуг | 18% <*> | 10% |
Обрабатывающие производства, в т.ч. | 38% <*> | 11% |
Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков | 54% <*> | 31% <*> |
Обеспечение электроэнергией, газом, паром; кондиционирование воздуха | -24% <**> | 8% |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | -25% <**> | 4% <**> |
Строительство | 9% | 7% |
Торговля | 6% | 5% |
Транспортировка и хранение | 0% <**> | 10% |
Связь | 3% <**> | 14% |
Гостиницы, рестораны, общ. питание | 8% | 7% |
Операции с недвижимым имуществом | 19% <*> | 16% <*> |
Профессиональная, научная и техническая деятельность | 7% | 12% |
Административная деятельность | 36% <*> | 12% |
Образование | -2% <**> | 5% |
Здравоохранение и социальные услуги | 3% <**> | 10% |
Предоставление прочих видов услуг | 12% | 5% |
________________
Заливкой выделены показатели: зеленым цветом* - уровень рентабельности больше 15%; красным** - меньше 5%.
Сахалинская область имеет нулевую рентабельность в транспортировке и хранении, а в секторах, связанных с инженерными сетями - отрицательную (-24% в обеспечении электроэнергией, газом и паром, -25% в водоснабжении и водоотведении), что не дает возможности профильным предприятиям инвестировать и привлекать заемные средства на цели развития в необходимых объемах.
Для электросетевого комплекса Сахалинской области характерен высокий уровень аварийности, связанный со старением оборудования (износ от 48% до 83%) и сложными природно-климатическими условиями. Восстановления электроснабжения в среднем составляет 5 часов. При этом за последние 5 лет стоимость электроэнергии для населения региона выросла на 19%.
Объекты транспортной инфраструктуры региона (паромы, порты, аэропорты, автодороги) также имеют высокую степень износа. При высокой по российским меркам степени автомобилизации (330,9 автомобилей на тыс. чел. населения, 34 место по стране, 4 место в ДФО) Сахалинская область отстает от соседей по ДФО по качеству и безопасности дорог. Дорожную сеть отличают низкая плотность, неоптимальная конфигурация, большое количество грунтовых разрывов. Имеющий высокую социальную значимость для региона воздушный транспорт (более 90% пассажирских перевозок за пределы области и обратно) в специфических условиях Дальнего Востока имеет высокую себестоимость услуг, необходимо пристальное внимание федеральных органов исполнительной власти к вопросу субсидирования региональных авиаперевозок с учетом местной специфики. До перевода железных дорог на общероссийскую колею их эксплуатационные расходы по острову Сахалин в 8 - 10 раз превышали среднесетевые. В секторе морского транспорта не сняты ограничения в портах по глубинам и параметрам акватории, а износ гидротехнических сооружений составляет от 50% до 90%.
Серьезным риском для области является высокая вероятность закрепления за ней статуса экономической периферии. Текущая транспортная схема Дальнего Востока разворачивается в сторону роста сухопутных дорог и привязки путей к новой и быстро растущей оси АТР - Шелковому пути. Необходим специальный комплекс мероприятий по развитию внешней транспортной доступности Сахалинской области, включение его морских портов в планы развития перевозок по Северному морскому пути, а главной воздушной гавани - в систему международных перелетов. Сегодня 25% мирового ВВП сосредоточено в 2 тысячах километров от г. Южно-Сахалинска, тогда как по объему пассажиропотока его аэропорт в 2 и более раз проигрывает соседним региональным хабам, осуществляющим связь с другими центрами России и АТР.